Виды предприятий
Предприятие –отдельная самостоятельно действующая хозяйственная единица, производящая товары или оказывающая услуги.
Предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, объединяющий сотрудников для достижения общих целей, несущий социальную ответственность в экономической системе общества и действующий рационально.Рациональность определяется системой целей предприятия. Чтобы объединить определённое количество людей, машин и финансовых средств в единое предприятие, необходимо сориентировать сотрудников предприятия на единые цели. Это задача управления предприятием.
Существуют различные факторы, в соответствии с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:
· используемые ресурсы,
· отраслевая принадлежность,
· местоположение,
· размер предприятия,
· форма собственности,
· организационно-правовая форма,
В соответствии с особенностямииспользуемых ресурсов предприятия делятся на:
· использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),
· интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),
· интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
Длятрудоемких предприятий характерна высокая доля затрат наоплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда.Разделение трудаимеет позитивные и негативные последствия:
ПРЕИМУЩЕСТВА | НЕДОСТАТКИ |
Использование способностей сотрудников Лучшее использование машин Использование преимуществ местоположения предприятия Повышение мастерства Рост производительности труда Увеличение дохода | Монотонная деятельность Отчужденность и потеря смысла Заболевания из-за односторонней загрузки Невысокая гибкость из-за узкой специализации Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности |
Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.
Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, т.е. определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства.
Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективною использования средств производства.
Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.
В соответствии сотраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:
· промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров,
· торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции,
· банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты,
· транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств,
· страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков,
· предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.
Наиболее удобнымместоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.
Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:
· ориентация на материалы – с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий;
· ориентация на трудовые ресурсы – учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы;
· ориентация на продажу товаров и налоги – в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны;
· ориентация на транспортные средства – выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов: портов, аэропортов, автомагистралей;
· ориентация па источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии;
· ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности;
· ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий;
· ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата;
· ориентация на зарубежных партнеров – в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.
Предприятия могут быть отнесены кмалым, средним или крупным в зависимости oт следующих факторов: количества работников, годового оборота, размера основною капитала, количества рабочих мест, затрат на оплату труда, использования исходных материалов.