Характеристика грузопотоков
Грузовые потоки представляют собой перемещение определенной транспортной массы (груза) по конкретному расстоянию, в конкретном направлении.
Грузопотоки формируют и поддерживают транспортно-экономические связи, которые, в свою очередь, необходимы для товарообращения. Грузовой поток образуется непосредственно в процессе перемещения товаров между пунктом производства и пунктом потребления.
Качественная и сравнительная характеристика грузопотоков помогает в анализе существующего положения на транспортном рынке, что, в свою очередь, позволяет оптимизировать некоторые показатели деятельности всей транспортной системы: выявить излишние нерациональные перевозки, определить сферы эффективного использования того или иного вида транспорта, а также построить прогнозы и обосновать перспективы их развития.
Существует три классификации грузопотоков: по назначению, по видам грузов, по видам транспорта.
Классификация по назначению подразумевает разделение грузов по топографическому признаку.
По данной классификации различают следующие виды грузопотоков:
· международные - грузы перемещаются между странами в процессе экспортно-импортного товарооборота;
· межрайонные - грузопоток предполагается в масштабах страны, между различными регионами;
· местные - транспортировка груза происходит внутри определенной экономической области или на полигоне транспортного объединения (внутри отдельной железной дороги);
· внутрихозяйственные - грузы перемещаются в пределах одного предприятия.
Классификация грузопотоков по видам грузов выявляет приоритетные на данном виде транспорта виды груза.
Данный вид классификации дает возможность анализировать структуру грузопотока, что в некоторой степени позволяет специализировать подвижной состав и географически оптимизировать направления перевозок. В этом случае для каждого вида транспорта выделяют номенклатуру грузов. Обычно выделяют 6-8 основных видов груза, занимающих наиболее весомое место в структуре грузопотока (табл. 1).
Таблица 1
Грузопотоки по видам транспорта
Железнодорожный транспорт | Внутренний водный транспорт | Морской транспорт | |||
группа грузов | доля, % | группа грузов | доля, % | группа грузов | доля, % |
Минеральные строительные материалы | 22,7 | Минеральные строительные материалы | 51,6 | Нефтегрузы | 45,0 |
Каменный уголь | 20,8 | Лесные грузы | 22,4 | Минеральные строительные материалы | 9,9 |
Нефтегрузы | 13,9 | Каменный уголь | 8.4 | Руды всякие | L_ 8'5 |
Руды всякие | 8,5 | Руды всякие | 3,4 | Хлебные грузы | 7,0 |
Черные металлы | 4,8 | Нефтегрузы | 2,9 | Лесные грузы | 6,4 |
Железнодорожный транспорт | Внутренний водный транспорт | Морской транспорт | |||
Хлебные грузы | 4.1 | Хлебные грузы | 2,0 | Каменный уголь | 5,9 |
Лесные грузы | 5,6 | Химические и минеральные удобрения | 0,7 | Черные металлы | 4,6 |
Химические и минеральные удобрения | 2,8 | Черные металлы | 0,6 | Химические и минеральные удобрения | 4,0 |
Итого основных грузов | 83,2 | Итого основных грузов | 92,0 | Итого основных грузов | 91,4 |
Прочие | 16.8 | Прочие | 8.0 | Прочие | 8,6 |
Всего | 100,0 | Всего | 100,0 | Всего | 100.0 |
Таблица 2
Доля вида транспорта в перевозках отдельных грузов
Род груза | Доля вида транспорта в перевозках, % | ||
железнодорожный | внутренний водный | морской | |
Каменный уголь и кокс | 94,8 | 2,2 | 3,0 |
Нефтяные грузы | 29,5 | 3,7 | 4,3 |
Руда железная и марганцевая | 96,2 | 1,4 | 2,4 |
Черные металлы и металлолом | 90,4 | 2,1 | 1,0 |
Химические минеральные удобрения | 92,6 | 5,6 | 1,4 |
Лесные грузы | 70.3 | 23,3 | 4,4 |
Цемент | 90,0 | 1,6 | 1,3 |
Хлебные грузы | 86,2 | 7,0 | 1.8 |
Таким образом, исследуя грузопотоки по конкретным характеристикам, можно выявить наиболее рациональную для данной ситуации схему перевозки, сократить расходы и повысить конкурентоспособность товара.