Понятие финансового контроля на предприятии, классификация
Содержание
Введение. 3
1. Понятие финансового контроля на предприятии, классификация. 4
2. Цели, задачи и модель контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия 9
2.1. Цели контроля результатов деятельности предприятия. 9
2.2. Задачи контроля результатов деятельности предприятия. 10
2.3. Модель контроля результатов деятельности предприятия. 13
Заключение. 16
Список использованных источников. 17
Введение
Финансовый контроль на предприятии неизбежен и необходим, поскольку в условиях товарно-денежных отношений финансовый контроль осуществляют все участники этих отношений. Финансовый контроль на предприятии осуществляет государство, партнеры по бизнесу, другие субъекты, которые вступают в финансовые отношения с предприятием.
Необходимо отметить потребность в постоянном финансовом самоконтроле предприятия для обеспечения его финансовой устойчивости и конкурентоспособности.
Существование финансового контроля обусловлено объективным характером финансов. Становление и развитие финансов происходило одновременно со становлением и развитием финансового контроля. Финансовый контроль позволяет выявить и предотвратить преступность и фальсификацию на предприятии.
На фоне растущего разнообразия структуры информационных потоков, направлений их распределения и перераспределения, усложнением условий хозяйствования, расширением деятельности предприятий растёт и количество объектов, подлежащих финансовому контролю. Такой всеобъемлющий контроль требует значительных затрат как ресурсов, так и времени. Возникает проблема эффективности системы финансового контроля на предприятии, поисков путей ее рационализации.
Цель работы рассмотреть понятие и основные виды финансового контроля на предприятии, а также описать модель организации финансового контроля на предприятии.
Понятие финансового контроля на предприятии, классификация
Контроль – непременная составляющая управленческого процесса. Он обеспечивает обратную связь в этом процессе, дает информацию о его состоянии, позволяет устранять и предупреждать нарушения. Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Финансовый контроль возникает потому, что движение финансовых потоков имеет определенные общественные последствия и, таким образом, предполагает ответственность собственников доходов – государства, корпораций, частных граждан – перед обществом и друг перед другом. Он помогает формировать полную и объективную картину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.[1]
Порядок осуществления финансового контроля, его правовые основы, органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномочия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их полномочиями, формы и методы контроля, взятые вместе, принято рассматривать как систему финансового контроля.
В системе финансового контроля на практике и в теории различают внешний и внутренний контроль.
Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля. Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.
Оба вида финансового контроля важны и необходимы. Но главным средством обеспечения финансового порядка в стране следует считать внешний государственный финансовый контроль, независимый от экономических субъектов и органов власти, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем обществом.
Также используется другая классификация финансового контроля на предприятии относительно временного показателя:
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.
Далее рассмотрим основные формы организации финансового контроля на предприятии:
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности[2].
Кроме перечисленных видов финансового контроля, контроль еще бывает государственным и негосударственным.
Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан. Он представляет собой контроль за:
- образованием и использованием всех государственных средств, независимо от того, в какой форме они существуют – бюджетной или иной;
- деятельностью органов власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
- законностью привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными и иными организациями, которым государством предоставлено такое право.[3]
В этих целях проверяются своевременность и полнота образования государственных средств, их сохранность, эффективность и целевое использование, финансовые результаты использования государственного имущества, правильность и эффективность использования кредитных ресурсов, предоставленных государством или под гарантии государства.
Контроль осуществляется также за организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг, прохождением государственных средств в этой сфере, законностью предоставления от имени государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием, обоснованностью и правомерностью действий кредитных организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц. Сюда же относятся проверка исполнения международных финансовых обязательств и состояния государственного внутреннего и внешнего долга, проведение финансовых экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, влияющих на формирование и использование государственных средств или предусматривающих расходы, покрываемые за счет таких средств.
По результатам государственного финансового контроля принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования в соответствующие бюджеты.
Объектами государственного финансового контроля выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. В число таких объектов входят органы государственной власти (в том числе их аппараты), другие государственные органы, внебюджетные фонды, предприятия, учреждения и организации, а также предприятия, учреждения и организации с государственным участием[4].
К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.
Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.
Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.
Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.
Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль[5].
Далее рассмотрим более подробно цели, задачи и модель осуществления контроля за финансовыми результатами на предприятии.