Тема лекции 4. Бухгалтерские счета и отражение хозяйственных операций методом двойной записи

1. Понятие счета бухгалтерского учета, их назначение, строение и содержание

2. Характеристика активных счетов и пассивных счетов

3. Двойственное отражение хозяйственных операций на счетах, его сущность и контрольное значение

4. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

5. Рабочий план счетов бухгалтерского учета и его характеристика

6. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию и по строению и назначению.

1. Средством для ведения текущего учета хозяйственных операций, изменяющих состав активов и источников их формирования, а также хранения ин­формации, является система счетов бухгалтерского учета.

Счетом называется способ отражения хозяйственных операций по экономически однородным объектам активов и их источников на основе носителей информации.

Счет представляет собой двустороннюю таблицу, состоящую из двух частей. Модель счета включает в себя такие элементы, как название, код, левая часть - дебет, правая часть - кредит и выглядит следующим образом:

Тема лекции 4. Бухгалтерские счета и отражение хозяйственных операций методом двойной записи - student2.ru Тема лекции 4. Бухгалтерские счета и отражение хозяйственных операций методом двойной записи - student2.ru Дебет Счет Кредит

Название счета, как правило, пишется с заглавной буквы.

С целью раздельного учета увеличения и уменьшения счет делится на две части: левая (от лат. debet - он должен) , правая - кредит (от лат. credit – он верит). Слова дебет и кредит возникли в период становления торговых отношений в средневековье для ведения учета расчетов между продавцом и покупателем, когда имели место долговые обязательства. В переводе на русский язык дебитор - должник или заемщик, а кредитор - заимодатель, т.е лицо давшее деньги или другие ценности другому лицу. Следовательно, "дебет" и "кредит" счета соответствуют сторонам объекта учета и в зависимости от возникающей в этом потребности могут детализироваться по статьям, элементам и т.д. Производные от этих слов «дебитор» и «кредитор» применяются в учете только расчетных взаимоот­ношений для отражения величины дебиторской и кредиторской задолженности.

Итог всех сумм записей хозяйственных операций по дебету или кредиту сче­та за определенный период (месяц) без начального сальдо называется оборотом.

Разница между дебетовым и кредитовым оборотами представляет собой сальдо (остаток), которое свидетельствует о наличии средств или источников на определенную дату. Сальдо на счетах на начало месяца называется начальным, а на конец месяца- конечным. Следовательно, теку­щий учет на счетах ведется в течение месяца, а затем в конце месяца подсчи­тываются итоги, т. е. выводятся остатки, которые переносятся на следующий месяц во вновь открываемые счета по объектам учета.

Открыть счет - это значит дать ему название, проставить код (согласно плану счетов бухгалтерского учета) и записать начальное сальдо, если оно есть. Открываются счета по отдельным видам активов и пассивов субъектов хозяйствования: денежным средствам в кассе, находящимся в банке, основным средствам, товарам, материалам, уставному капи­талу, доходам, расходам, дебиторской и кредиторской задолженности и т. д.

Произвести запись в левой части счета - это значит дебетовать счет, а в правой части- кредитовать его.

Счета, которые на конец отчетного периода имеют остаток, исполь­зуются при заполнении соответствующих статей баланса и являются его составными частями на очередную дату представления. При отсутствии конечного остатка, т.е. когда сальдо равно нулю, счет считается закры­тым.

Сальдо и обороты - это основные показатели бухгалтерских счетов, представляющие информацию о состоянии и изменении объектов учета, которые они претерпели за отчетный период. Общепринятым считается применение следующих условных обозначений: Сн - сальдо начальное; Ск - сальдо конечное; Од - оборот дебетовый; Ок - оборот кредитовый. Конечное состояние объектов учета определяется по данным бухгалтер­ского счета расчетным путем по формуле:

С к = С н + О ув - О ум,

где С - сальдо, конечное (С к) или начальное (С н );

О - обороты счета, характеризующие увеличение (Оув) или уменьшение (О ум) объек­та учета.

Строение счетов, их внешний вид зависят от объектов, формы и организации учета. Отличительной чертой бухгалтерских счетов является правило отражения положительных и отрицательных изменений. Счета активов положительную информацию отражают в дебетовой части, а отрицательную - в кредитовой. И наоборот, счета пассивов имеют противоположный характер: положительная информация должна быть записана в кредитовой части счета, а отрицательная - в дебетовой.

Резюмируя характеристику понятия счета можно заключить, что счет - это своего рода локальная система, в процессе формирования которой под воздействием хозяйственных операций осуществляются текущий учет и последующий контроль за наличием и движением однородного объекта.

2. В текущем бухгалтерском учете хозяйственные операции группируются по однородным экономическим признакам. Счета, на которых осуществляет­ся бухгалтерский учет хозяйственных средств (активов, имущества, ресурсов), называются активными. Остатки по таким счетам отражаются в активе баланса.

Счета, на которых ведется бухгалтерский учет источников образования хозяйственных средств (пассивов), называются пассивными, и находятся в собственном капитале и обязательствах (пассиве) баланса.

В активных счетах начальное сальдо (остаток) записывается по дебету, уве­личение средств отражается по дебету, уменьшение - по кредиту. Чтобы под­считать конечное сальдо в активном счете, следует к начальному сальдо по дебету прибавить оборот по дебету и вычесть оборот по кредиту. Сальдо в активных счетах может быть только дебетовым или равным нулю. Из этого следует, что сумма оборота по кредиту счета не может быть больше суммы начального остатка и суммы оборота по дебету счета.

Схематически порядок записей на активных счетах можно представить следующим образом:

Схема активного счета

Дебет Счет _______________ Кредит

(название)

Сальдо - наличие активов на начало месяца    
Оборот – сумма всех хозяйственных операций, связанных с увеличением активов (+) Оборот – сумма всех хозяйственных операций, связанных с уменьшением активов (-)
Сальдо – наличие активов на конец месяца  

Таким образом, для учета активов (хозяйственных средств, имущества, ресурсов) используются активные счета. Так, для учета основных средств используется активный счет "Основные средства", для учета производствен­ных запасов - счет "Материалы", для учета товарных запасов - счет "Това­ры". Денежные средства учитываются на счетах "Денежные средства в кассе", "Денежные средства на текущих банковских счетах", и т.д. На указанных счетах отражается информация первичных документов лишь по тем хозяйственным операциям, для которых данный счет предназначен.

Записи на счетах производятся при помощи различных измерителей (денежного, натурального, трудового) в зависимости от содержания хозяйственных операций и учитываемых объектов.

Счета, предназначенные для учета собственного капитала и обязательств, т.е. источников формирования хозяйственных средств (активов), называются пассивными и отражаются в пассиве баланса.

В пассивных счетах по кредитовой стороне отражаются начальные остатки, хозяйственные операции по увеличению источника формирования средств и конечные остатки. По дебету пассивного счета показывается уменьшение источника. Для определения конечного сальдо (остатка) необходимо к на­чальному остатку прибавить оборот по кредиту, вычесть оборот по дебету и полученный результат отразить на кредитовой стороне счета. Сальдо в пас­сивных счетах может быть только кредитовым или равным нулю. Следова­тельно, сумма начального остатка (сальдо) и оборота по кредиту счета долж­ны быть больше суммы дебетового оборота или равной ей.

На пассивных счетах учитываются такие источники формирования средств, как собственный капитал и обязательства.

Схема пассивного счета

Дебет Счет _______________ Кредит

(название)

  Сальдо – наличие собственного капитала или величина обязательств на начало месяца
Оборот – сумма всех хозяйственных операций, связанных с уменьшением капитала или обязательств (-) Оборот – сумма всех хозяйственных операций, связанных с увеличением капитала или обязательств (+)
  Сальдо – наличие собственного капитала или обязательств на конец месяца

3. Принцип двойственного отражения хозяйственных операций означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Измене­ния, вызываемые хозяйственными операциями, носят двойственный харак­тер, и происходят в двух взаимосвязанных объектах бухгалтерского учета. Это обусловливает необходимость применения двойной записи, сущность кото­рой состоит в том, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета таким образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сум­му по кредиту.

Хозяйственные операции всегда вызывают взаимосвязанные, одновремен­ные и равновеликие изменения в отдельных объектах бухгалтерского учета, которые обусловливаются самой их сущностью. Поэтому при использовании счетов бухгалтерского учета для отражения хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всегда поддерживается баланс.

Обеспечение постоянного балансового обобщения показателей об объектах бухгалтерского учета обосновывает необходимость применения двойной записи.

Двойная запись на счетах тесно связана с противоположностью значения актива и пассива баланса, где группируются сальдо активных и пассивных счетов. Так как дебетовый остаток (сальдо) представляет собой разницу запи­сей дебета и кредита, а кредитовый остаток (сальдо) - разницу записей креди­та и дебета, то каждая статья баланса является результатом этого соотноше­ния.

Таким образом, двойная запись представляет собой элемент метода бухгалтерского учета, обеспечивающий двойственность отражения каждой хозяйственной операции по дебету и кредиту разных экономически связанных счетов.

Двойственность отражения хозяйственных операций, как указывалось выше, предполагает равновеликие суммы по дебету и кредиту счетов. Записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов и наоборот, кредит одного счета - с дебетом одного или нескольких счетов. Взаимосвязь счетов обусловливается их экономической общностью и характером отражаемых хозяйственных операций.

Взаимосвязь между счетами, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций при помощи двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета - корреспондирующими.

Для правильного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций необходимо понимать экономическое значение бухгалтерских счетов. Это позволит точно определить их корреспонденцию.

Запись хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета на осно­вании проверенных документов, свидетельствующих об их совершении, называется разноской.

Запись операций на корреспондирующих счетах называется бухгалтерской проводкой. В целом, бухгалтерские проводки делятся на "простые", в которых корреспондируются только два счета, и "сложные ", где один счет корреспондируется с несколькими счетами.

При простой бухгалтерской проводке затрагиваются только два счета, на одном из которых сумма отражается по дебету, а на втором - по кредиту.

Например, в кассу предприятия поступило с расчетного счета в банке 300 тыс. тенге. Данная операция привела к увеличению денег в кассе и умень­шению на расчетном счете. Запись данной хозяйственной операции на счетах будет следующей:

Дебет счета «Денежные средства в касс» 300000тг.
Кредит счета «Денежные средства на текущих банковских счетах" 300 000 тг.

Счета «Денежные средства в кассе» и «Денежные средства на текущих банковских счетах» являются активными, на которых по дебету отражается увеличение, а по кредиту - уменьшение, следовательно приведенная хозяйственная операция отражается по дебету счета «Денежные средства в кассе» и кредиту счета «Денежные средства на текущих банковских счетах»

Экономическая сущность указанной операции состоит в изменении размещения денежных средств, т.е. произошло их уменьшение на расчетном в банке и увеличение в кассе предприятия.

Необходимость в составлении сложных проводок обусловлена потребностью в осуществлении текущего контроля за движением имущества и/или формированием обязательств субъекта, оформленных одним первичным документом. В сложной бухгалтерской проводке дебет одного счета может быть связан с кредитами нескольких счетов или кредит одного счета - с дебетами нескольких счетов. При этом сумма записей по дебету и кредиту разных счетов должна быть равна.

Например, от поставщика получены запасные части на сумму 50 000 тенге и топливо 150 000 тенге. Запись на счетах будет следующей:

Дебет счета «Запасные части»" 50 000 тг.

Дебет счета «Топливо» 150 000 тг.

Кредит счета "Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и

подрядчикам" 200 000 тг.

Правильное определение корреспонденции счетов при отражении хозяйственных операций является необходимым условием правильного учета хо­зяйственной деятельности.

Для составления бухгалтерской проводки нужно соблюдать определенные правила, а также знать природу и логику взаимосвязи различных счетов, в основе которых должен лежать здравый смысл.

При составлении бухгалтерских проводок рекомендуется придерживаться следующей последовательности логических рассуждений:

1.Какие объекты (счета) учета затрагивает данная хозяйственная операция;

2.Что учитывается на этих счетах (активы, капитал, обязательства, доходы и расходы);

3.Какие изменения произошли на этих счетах в результате хозяйственной операции (увеличение, уменьшение);

4.Определить дебетуемый и кредитуемый счета в соответствии с происшедшими изменениями.

Двойная запись хозяйственных операций на счетах тесно связана с двойственным отражением изменений в балансе, следовательно, закономерности, установленные для четырех типов хозяйственных операций, распространяют­ся и на счета. Записи первого типа хозяйственных операций производятся по дебету и кредиту активных счетов, операции второго типа - по дебету и креди­ту пассивных счетов, операции третьего типа - по дебету активного и кредиту пассивного счетов, а операции четвертого типа - по дебету пассивного и кредиту активного счетов.

Таким образом, можно сделать вывод о контрольном и познавательном значении двойной записи. Контрольное значение двойной записи состоит в равенстве итоговых записей по дебету всех счетов и кредиту всех счетов вследствие того, что все хозяйственные операции, отраженные на дебете счетов, обязательно фиксируются на кредите корреспондирующих счетов. Поэтому итоги дебетовых и кредитовых оборотов, а также остатков по счетам (дебетовых и кредитовых) должны быть равными. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допу­щенных ошибках в записях на счетах, т. е. нарушен принцип двойной записи. Ошибки следует найти до составления бухгалтерского баланса. Познавательное значение двойной записи заключается в том, что она позволяет выяснить взаимосвязи в составе средств и источников их формирования, а также установить и проанализировать характер хозяйственных операций без привлечения первичных документов.

4. Запись хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета произво­дится в соответствии с проверенными документами, подтверждающими факт их совершения. При отражении операций на счетах документы группируют­ся в хронологической последовательности, поэтому записи хозяйственных операций на счетах в порядке их совершения называется хронологическими.

В практике учетной работы хронологические записи производятся в Журнале (книге) регистрации хозяйственных операций, где указываются номера, даты, содержание хозяйственных операций, корреспондирующие счета и сум­мы. Такие регистры (журналы, книги) применяются, как правило, субъектами хозяйствования при небольшом объеме хозяйственных операций. Журнал позволяет осуществлять контроль за полнотой отражения хозяйственных опе­раций и сохранностью документов.

Для учета хозяйственных средств и источников их формирования необхо­дима системная регистрация информации, которая представляет ее группи­ровку по экономическому содержанию на счетах бухгалтерского учета в со­ответствии с разработанной системой счетов. Поэтому записи, позволяющие группировать информацию по экономическому содержанию, т. е. по одно­родным объектам, называются систематическими. В практике учетной ра­боты систематические записи производятся в карточках, журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге. В целях сокращения дублирования учетных запи­сей производится совмещение хронологических и систематических записей в одном регистре.

На счетах бухгалтерского учета формируется информация о состоянии хозяйственных средств и источниках их формирования как в целом по видам, так и в разрезе отдельных составных их частей. Для принятия управленческих решений в одних случаях необходимы обобщенные в суммовом выражении показатели об объектах бухгалтерского учета, в других - детализированные, выраженные не только в суммовом, но и натуральном показателях.

Например, на счете "Готовая продукция" должны быть сформированы данные об общей сумме произведенной продукции, ее поступлении и выбы­тии. Одновременно на данном счете формируется информация по отдель­ным видам и сортам готовой продукции по количеству и сумме.

Таким образом, по характеру формирования информации об объектах бухгалтерского учета счета делятся на синтетические и аналитические.

Счета, на которых осуществляется учет средств, источников их формирования, хозяйственных процессов только в обобщенном виде, без дополнитель­ной детализации по составным частям называются синтетическими. Регистрация хозяйственных операций на таких счетах представляет собой синтетический учет.

Синтетические счета называются счетами первого порядка. Показатели на них приводятся только в денежной оценке, как и в балансе.

Однако, как отмечалось, для оперативного руководства хозяйственной де­ятельностью субъекта хозяйствования необходимо располагать конкретны­ми, детализированными сведениями об учитываемых объектах. Например, счет «Товары» содержит сведения о наличии разнообразных товаров, находящихся у различных материально ответственных лиц. Но для контроля за деятельностью предприятия и управления ею, необходимо иметь представление не только об общей товарной массе, но и о наличии и местонахождении каждого конкретного товара, да притом располагать такими сведениями не раз в месяц, а повседневно. Точно также бухгалтерия должна знать о величине долга каждого конкретного покупателя, работника предприятия, о размере задолженности в пользу каждого поставщика и т.п. Поэтому для полной детализации записей, контроля за отдельными видами материальных ценностей и расчетов с отдельными дебиторами и кредиторами открываются и ведутся аналитические счета.

На аналитических счетах, предназначенных для учета товарно-материальных ценностей, записи ведутся не только в денежном, но и в натуральных измерителях по каждому их виду.

Таким образом, счета, на которых детализируется информация, обобщенная на синтетических счетах, называются аналитическими, а процесс отраже­ния на них информации об учитываемых объектах аналитическим учетом.

Показатели, в которых детализируется информация на аналитических сче­тах, могут быть представлены денежными, натуральными или денежными и натуральными измерителями.

Синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как однородная группа аналитических счетов объединяется в один синтетический счет. В этой связи существует определенное правило записи по синтетическим и аналитическим счетам, которое заключается в том, что если в синтетическом счете сальдо или обороты записываются по дебету, то и во всех его аналитических счетах сальдо или обороты отражаются также по дебету. Это правило отно­сится и к записям по кредиту.

Таким образом, на основе приведенных примеров можно сделать вывод о неразрывной связи между данными синтетического и аналитического учета, которая заключается в следующем.

Остатки начальные и конечные по синтетическому счету должны быть равны суммам соответствующих остатков аналитических счетов. Это следует из того, что аналитические счета лишь детализируют данные синтетического счета, раскрывают составные части учитываемых объектов, отражен­ных на синтетическом счете в обобщенном виде.

Обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны суммам записей по дебету и кредиту аналитических счетов данной группы счетов. Это равенство обусловлено тем, что на аналитических счетах записываются те же операции и на ту же сторону, что и на синтетическом.

Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами подтверждает необходимость сверять информацию, отраженную на них.

Аналитические счета показывают, какие объекты учета объединяются на синтетическом счете. Большое количество аналитических счетов затрудняет получение необходимой информации об отдельных однородных группах учитываемых объектов. Поэтому для получения дополнительных показателей аналитические счета объединяются в промежуточные группы, которые называются субсчетами и являются счетами второго порядка

Следовательно, субсчета являются промежуточными между синтетическими и аналитическими счетами. Данные их имеют важное значение для принятия правильных управленческих решений.

5.В бухгалтерском учете применяется большое количество счетов. Единообразие в учете операций обеспечивается применением единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного в централизованном порядке.

План счетов представляет собой научно обоснованный перечень счетов, необходимых в учете хозяйственных операций с целью их обобщения и контроля.

Приказом Министерства финансов РК от 23.05.2007 г. №185 утвержден Типовой план счетов бухгалтерского учета.

Типовой план счетов, являясь нормативным правовым актом, определяет порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета субъекта, представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Разработанная к плану счетов инструкция регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методическим принципам ведения бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика подразделов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на счетах подразделов фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.

В настоящее время каждый казахстанский субъект хозяйствования сам может разработать рабочий план счетов на основе утвержденного Типового плана счетов. Это связано с тем, что субъектам предостав­лено право не использовать все счета, приведенные в Типовом плане счетов, а самостоятельно выбирать только те из них, которые действи­тельно им необходимы. Рабочий план счетов должен включать специфику деятельности субъекта хозяйствования и в обязательном порядке отра­жаться в Учетной политике. Количество счетов, их названия, шифровка (код) и содержание информации зависят от ряда ор­ганизационных факторов деятельности и потребности в той или иной ин­формации.

Аналитические счета (счета последующих порядков) определяются самими субъектами, исходя из требований по раскрытию в финансовой отчетности, а также для целей анализа и контроля. Порядок их ведения устанавливается субъектами.

В основе построения Типового плана счетов лежат правила всесторонне охватить и систематизировать многообразную деятельность субъектов хозяйствования. Он состоит из 8 разделов, в том числе:

Разделы 1-7 - счета финансового учета

Раздел 8 - счета производственного учета

В свою очередь разделы делятся на подразделы, а подразделы объединяют группы однородных по экономическому содержанию счетов, которым присвоен номер (код), заменяющий его наименование. Возмож­ность узнать, как сформировалась информация, что она означает, т.е. все­сторонне представить "экономическую нагрузку", отраженную на счете, представляет классификация счетов, рассмотренная в нижеследующем параграфе.

Раздел 1 «Краткосрочные активы» содержит следующие подразделы: «Денежные средства», «Краткосрочные финансовые займы», «Краткосрочная дебиторская задолженность», «Запасы», «Текущие налоговые активы» и др..

Каждый из подразделов имеет четырехзначный номер (шифр). В подраздел включено несколько счетов или один счет. Счета имеют четырехзначный номер (шифр).

Раздел 2 «Долгосрочные активы» включает подразделы: «Долгосрочные финансовые инвестиции», «Долгосрочная дебиторская задолженность», «Инвестиции, учитываемые методом долевого участия» и др. Почти все счета, включенные в данные подразделы, являются счетами активов.

Раздел 3 «Краткосрочные обязательства» включает следующие подразделы: «Краткосрочные финансовые обязательства», «Обязательства по налогам», «Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам», и др. Счета всех перечисленных подразделов пассивные.

Раздел 4 «Долгосрочные обязательства» включает подразделы: «Долгосрочные финансовые обязательства», «Долгосрочная кредиторская задолженность», «Долгосрочные оценочные обязательства», и др. Счета всех перечисленных подразделов пассивные.

Раздел 5 «Капитал и резервы» содержит подразделы: «Уставный капитал», «Эмиссионные доход», «Выкупленные собственные долевые инструменты», «Резервы», убыток)», и др.

Раздел 6 «Доходы» включает подразделы: «Доход от реализации продукции и оказания услуг», «Доходы от финансирования», «Прочие доходы» и др.

Раздел 7 «Расходы» включает подразделы: «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг», «Расходы по реализации продукции и оказанных услуг», «Административные расходы», «Расходы на финансирование», «Прочие расходы», «Расходы по корпоративному подоходному налогу» и др.

Как известно из предыдущих параграфов, строение счетов расходов таково: по дебету отражают увеличение расходов, а по кредиту - уменьшение. Остатков на таких счетах не бывает, так как все накопленные по дебету расходы списываются в конце года с кредита счетов соответствующих подразделов в дебет счета 5610 «Итоговая прибыль (убыток)».

Раздел 8 «Счета производственного учета». Данный раздел представлен счетами следующих подразделов: «Основное производство», «Полуфабрикаты собственного производства», «Вспомогательные производства», «Накладные расходы». Все счета указанных подразделов являются счетами активными, поскольку на них учитываются затраты. Незавершенное производство, которое может иметь место со счетов 8110, 8210 и 8310 для представления в бухгалтерском балансе списывают на счета подраздела 1340 «Незавершенное производство». Суммы накладных расходов, учтенные по дебету счета 8410, распределяются пропорционально избранной базе между видами продукции, работ или услуг, Поэтому на счете 8410 «Накладные расходы» остатков никогда не бывает.

6.В процессе хозяйственной деятельности совершается множество операций по движению средств и источников их формирования, подлежащие систематизированному отражению на счетах бухгалтерского учета. В этой связи в бухгалтерском учете используется достаточно большое количество счетов.

Для правильного применения счетов в учетной практике, понимания их содержания и особенностей существует классификация, которая представля­ет собой разделение счетов на группы и подгруппы по однородным суще­ственным признакам сходства или различия. Она позволяет установить, какая информация может быть сформирована на отдельных счетах по тем или иным объектам учета. Следовательно, классификация является основой построе­ния плана счетов бухгалтерского учета. Главными признаками, по которым классифицируются все счета бухгалтерского учета, являются:

• экономическое содержание счета;

• назначение и структура счета.

Экономическое содержание счета определяется однородностью хозяйственных операций, учитываемых на данном счете и группе счетов. Напри­мер, экономическим содержанием счета "Сырье и материалы" являются материаль­ные ценности, все хозяйственные операции по их движению. Следовательно, экономическое содержание счета определяется содержанием учитываемого на нем объекта.

Назначение счета свидетельствует о содержании дебета и кредита, характере отражаемых на них операций, остатка на счете и его отражении в балансе. Назначение счетов определяет их структуру, т. е. порядок их построения для отражения записей по дебету и кредиту. Например, на счете "Денежные средства в кассе" по дебету отражаются операции по увеличе­нию денежных средств в кассе, а сальдо свидетельствует об их наличии в кассе, по кредиту показывается расход денег. Характер операций по дебету и кредиту определяет и структуру счета " Денежные средства в кассе" : он является актив­ным счетом.

Таким образом, классификация счетов и классификация средств и источников их формирования основываются на одних и тех же принципах. Поэтому классификация средств и источников их формирования определяет и класси­фикацию счетов. Отнесение счетов к той или иной классификационной груп­пе зависит от содержания отражаемых на них операций.

Классификация счетов по экономическому содержанию

Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию предусматривает группировку хозяйственных средств и процессов производства, а также источников их формирования по их экономической роли в производственно-финансовой деятельности субъектов хозяйствования

Группировка счетов по экономическому содержанию позволяет выяснить, что учитывается на отдельных счетах, для получения каких показателей предусмотрен каждый счет. Счета бухгалтерского учета по их экономическому содержанию подразде­ляются на три группы:

• счета хозяйственных средств;

• счета хозяйственных процессов;

• счета источников формирования хозяйственных средств.

Следовательно, счета по экономическому содержанию делятся на активные и пассивные, так как средства и их целевое использование в процессах хозяйственной деятельности учитываются на активных счетах, а источники их формирования - на пассивных.

Классификация счетов по назначению и структуре.

Классификация счетов по назначению и структуре свидетельствует о том, какая информация по учитываемым объектам формируется на тех или иных счетах и по какому типу построены эти счета, т. е. являются они активными или пассивными. Согласно данной классификации все счета бухгалтерского учета делятся на следующие группы.

• основные счета;

• регулирующие счета;

• операционные счета;

• транзитные счета.

• забалансовые счета.

Таким образом, счета являются способом отражения хозяйственных операций по экономически однородным объектам активов и их источников на основе носителей информации.

Основная литература:

1.Закон Республики Казахстан “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности” от 28.02.2007 года №234 ///ЗРК.

2.Абдыманапов А.А. Концептуальные основы и принципы бухгалтерского учета: Учебное пособие-Алматы, 2003.-234с.

3.Радостовец В.В., Шмидт О.И. Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета - Алматы: «Центраудит-Казахстан», 2000.-496с.

4.Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета: Учебное пособие-Алматы: «Экономика», 2003.-370с.

5.Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет: Учебное пособие. В 2-х частях. Ч.1 - Алматы: «Экономика», 2000.-336с.

6.Попова Л.А. Бухгалтерский учет: финансовый аспект. Учебное пособие.Караганда,2003.-257с.

Дополнительная литература:

7.Типовой план счетов бухгалтерского учета Утвержденный приказом Министра финансов РК от 23.05.2007 , №185

8.Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник,-2-е изд., перераб. и доп. –М.: ФиС, 1998.-256с.

9.Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета/ Пер. с англ. Б.Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл/ -2-е изд., - М.: Финансы и статистика, 1997г. -496с.

Наши рекомендации