Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки учета расчетов с поставщиками и покупателями

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими методику расчетных операций в Республике Беларусь, являются следующие документы:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З [1], с изменениями и дополнениями.

Статьей 141 Кодекса установлено, что белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь. Платежи на территории республики осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.

2. Банковским кодексом Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-З (в редакции от 17.07.06 г. № 145-З) [2] установлены формы безналичных расчетов. Документом, в частности, определено, что форма и обязательные реквизиты платежных инструкций устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. Платежные инструкции клиента могут быть оформлены в письменной форме или в форме электронного документа. На платежных инструкциях клиента должны быть подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, удостоверенные печатью владельца счета. Правила использования электронных документов в безналичных расчетах устанавливаются законодательством Республики Беларусь. Форма безналичных расчетов устанавливается законодательством Республики Беларусь или договором.

3. Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Республике Беларусь» (в редакции от 01.03.07 № 116) [6] установлена очередность при осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях, которую обязаны соблюдать юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели. Утвержден порядок расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь.

4. Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 357-З «Об электронном документе» (в редакции от 20.07.06 № 162-З) [5] установлены правовые основы применения электронных документов, определены основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов.

5. Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 66 (в редакции от 28.12.06 г. № 222) [8] определен порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода.

Банковский перевод - последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица (бенефициара), указанного в платежных инструкциях.

6. Инструкцией об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 63 (в редакции от 13.04.06 № 59) [9] установлен порядок расчетов с текущих (расчетных) счетов юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, за исключением текущих счетов, открытых для учета средств юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей, поступающих из республиканского и местных бюджетов, из государственных внебюджетных фондов.

7. Указом Президента Республики Беларусь от 15.08.2005 г. № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь» (в редакции от 24.08.06 г. № 523) [7] установлено, что на территории Республики Беларусь с 1 августа 2005 г. по 31 декабря 2008 г. установлены определенные ограничения на неденежное прекращение обязательств по договорам поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Источниками информации при проведении проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками являются первичные документы, подтверждающие:

- намерения сторон – договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, протоколы согласования цен;

-факт получения товаров (работ, услуг) – товарные и товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг);

-факт оплаты за поставленный товар (работы услуги,) либо предоплаты - платежные инструкции;

-другие первичные документы;

-учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, главная книга, автоматизированные формы учетных регистров: карточки счетов, анализы счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам);

- отчетность предприятия (баланс и приложения к нему, статистическая отчетность).

1.3 Организационно-экономическая характеристика и оценка состояния внутреннего контроля в ЧТТУП«Автовыгода»

Целями системы внутреннего контроля на предприятии являются упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных процессов организации; выполнение требований финансово-хозяйствен­ной политики руководства; сохранение активов предприятия и обес­печение приемлемого уровня полноты и точности предоставляемой информации.

При определении эффективности систем внутреннего контроля в ЧТТУП «АВТОВЫГОДА» исследованы многие факторы, а именно:

- стиль и основные принципы управления;

- организационная структура;

- распределение ответственности и полномочий;

- кадровая политика;

- порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

- порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

- соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства;

- наличие технических средств контроля.

Руково­дству организации необходимо разработать такую сис­тему внутреннего контроля, которая могла бы обес­печить максимально достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность является полной, достоверной и объективной. Систему внутреннего контроля руководство разрабатывает с учетом потенциальных затрат и выгод от ее использования. Руково­дство предприятия зачастую не хочет прибегать к идеальной модели системы внутреннего контроля, так как ее стоимость может оказаться слишком высо­кой.

Анализ структуры управления ЧТТУП «АВТОВЫГОДА» показывает, что она соответствует современным требованиям, а именно четко распределяет обязанности и ответственность специалистов управления, обозначена схема группирования подразделений и принципы руководства ими. Важным элементом является то, что исключено дублирование в процессе управления.

В связи с небольшой численностью организации (среднесписочная численность на 310.09.2015 г. – 18 человек), руководство ЧТТУП «АВТОВЫГОДА» считает нецелесообразным образование отдельной службы внутреннего контроля. Внутренний контроль осуществляется посредством проведения руководством предприятия контрольных мероприятий по проверке работы всех подразделений, выполнения должностных и функциональных обязанностей всеми работниками на каждом рабочем месте.

Вопросами планирования и анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности отдел бухгалтерского учета, под руководством главного бухгалтера, что не может не сказаться негативно на выполнении ими непосредственно учетных функций.

Отдел управленческого учета в ЧТТУП «АВТОВЫГОДА» отсутствует, отчетность для внутренних целей представляют работники бухгалтерии.

Материальная ответственность за сохранность товаров на складах возложена на кладовщиков, в офисе – на специалиста отдела снабжения. С этими лицами подписаны договоры о полной материальной ответственности. Принятие, перевод, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются письменные договора о полной материальной ответственности, произ­водится по согласованию с главным бухгалтером.

В процессе осуществления контроля за правильностью отражения бухгалтерских записей в учете используются средства автоматизации. Арифметическая проверка осуществляется при помощи программы Excel, кроме того, надежность вычислений и расчетов несколько повышается за счет использования автоматизации некоторых наиболее трудоемких участков учета. Однако существенным недостатком, с точки зрения системы внутреннего контроля, является отсутствие комплексной автоматизации бухгалтерского учета.

Ежегодно при составлении бухгалтерского баланса бухгалтерией проводится полная сверка взаиморасчетов со всеми дебиторами и кредиторами путем подписания актов сверки. С дебиторами и кредиторами, с которыми заключены долгосрочные договора на поставку товаров и производятся постоянные взаиморасчеты, акты сверки составляются один раз в квартал.

Контроль за документооборотом осуществляют ответственные работники в пределах своих должностных обязанностей. Итоговые контрольные проверки оформления первичных документов, представляемых в бухгалтерию, осуществляет заместитель главного бухгалтера. Документы в бухгалтерию поступают от сотрудников предприятия в соответствии с утвержденным графиком документооборота.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, своевременное и качественное оформление первичных документов, своевременную передачу их в бухгалтерию и достоверность содержания несут подписавшие их лица.

Договора со сторонними организациями подписываются только руководителем..

Регулярно, не реже одного раза в квартал, в ЧТТУП «АВТОВЫГОДА» проводится инвентаризация наличных денег и иных ценностей, находящихся в кассе. Инвентаризация проводится комиссией, состав которой с течением времени изменяется (с целью избегания формального подхода к проведению инвентаризации). Состав инвентаризационной комиссии и периодичность ее проведения установлены в приказе руководителя предприятия.

Инвентаризацию всех статей баланса организация проводит в течение отчетного года в сроки согласно утвержденному Плану проведения инвентаризаций. Кроме того, ревизионным отделом периодически проводится внезапные инвентаризации товарно-материальных ценностей.Таким образом, система внутреннего контроля в ЧТТУП «АВТОВЫГОДА» находится на стадии развития, так как при развитии организации, росте объема товарооборота и части затрат, необходим больший контроль за всеми хозяйственно-экономическими процессами, происходящими в организации, что ,соответственно, требует дополнительного привлечения как денежных, так и трудовых ресурсов.

Наши рекомендации