Методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателями

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» в редакции на 1 января 2013 года.

Методологические основы организации учета расчетов с поставщиками устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей.

Методологические основы организации учета расчетов с поставщиками разработаны в соответствии:

–Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной Думой 15.05.2001 г. (в редакции от 17 апреля 2013);

–Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н (в редакции от 30.01.2013 N 67);

–Положением о бухгалтерском учете организации "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 , Утвержденными Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г., № 43н, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 (в редакции от 08.11.2010 N 142н).

–Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н. (в ред. Приказа Росстата от 15.01.2013 N 15);

–Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н (в редакции с 01.01.11);

– Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 утвержденным приказом Минфина РФ от 6.10.2008г. № 106н.

Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через хозяйственные связи.

Хозяйственные связи представляют собой совокупность экономических, организационных и правовых взаимоотношений, которые возникают между поставщиками и потребителями средств производства.

Рациональная система хозяйственных связей предполагает минимизацию издержек производства и обращения, полное соответствие количества, качества и ассортимента поставляемой продукции потребностям производства, своевременность и комплектность ее поступления.

Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными, и краткосрочными.

Прямые представляют собой связи, при которых отношения по поставкам продукции устанавливаются между предприятиями-изготовителями и предприятиями-поставщиками прямо, непосредственно.

Опосредованными считаются связи, когда между этими предприятиями имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потребителю могут осуществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников.

Как прямые, так и опосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер. Длительные хозяйственные связи — прогрессивная форма материально-технического снабжения.

В этом случае предприятия имеют возможность развивать на долгосрочной основе сотрудничество по совершенствованию выпускаемой продукции, снижению ее материалоемкости, доведению до мировых стандартов.

Хозяйственные связи – это необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг).

Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

В договорах оговариваются:

–Вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг;

–Коммерческие условия поставки;

–Количественные и стоимостные показатели поставок;

–Сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг);

–Порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиками (подрядчиками).

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а так же оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды и др.) и выполняющие различные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Порядок расчетов между предприятием поставщиками и подрядчиками по внутри – российским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в РФ.

Условия внутри – российских поставок формируют в соответствии с принятыми в стране условиями (франко – завод, франко – станция отправления, франко – вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.

При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6, где синтетический расчет учетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом.

При автоматизации учета на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Эти машинограммы служат основанием для разработки оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным, на основании которых делаются записи в Главную книгу.

В условиях рыночной экономики для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов.

Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика.

Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов.

Согласно Гражданского Кодекса РФ, вексель является формой договора займа.

С момента выдачи векселя отношения сторон регулируются нормами вексельного права.

Различают простые и переводные векселя. Простой вексель– это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороны (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или указанные услуги.

Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю.

Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом.

С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно – расчетного документа.

Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете. Выданные векселя под приобретение ТМЦ отражают по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Векселя выданные".

По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 субсчет "Векселя выданные" с кредита счетов по учету денежных средств (50, 51,52 и др.).

Порядок проведения взаимозачета установлен Гражданским Кодексом РФ, согласно которого обязательства одного из участников договора прекращаются (полностью или частично) зачетом встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил или определен моментом востребования.

Необходимым условием осуществления взаимозачетов является то, что он производится только между организациями, имеющими однородные договорные обязательства друг перед другом без участия третьей стороны. При этом каждый из участников зачета по одному договору выступает кредитором, а по другому должником (дебитором).

Для проведения взаимозачета достаточно заявления одной из сторон договора при условии отсутствия разногласий по предмету взаимозачета.

Для этого необходимо оформить акт сверки расчетов, в котором указать документы, по которым возникли задолженности и суммы задолженности с выделением НДС, оформить письменное заявление одной из сторон о проведении зачета за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Бартерная операция является договором мены, действие которого регулируется Гражданским Кодексом РФ.

В соответствии с действующим законодательством товарообменные сделки рассматриваются как сделки, осуществляемые в рамках договора мены.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.

Особенностью товарообменных операций является оценка приобретенного имущества. С 1 января 2002 года выручку по договорам, предусматривающим оплату в натуральной форме, определяют по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией.(п.6.3 ПБУ 9/99).

Стоимость этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей (т.е. исходя из рыночной цены).

Если невозможно установить рыночную стоимость полученных ценностей, выручку определяют по стоимости своей продукции (товаров), подлежащих передаче другой организации. Стоимость своей продукции устанавливают исходя из обычной отпускной цены на свою такую же аналогичную продукцию (п.6.3 ПБУ 9/99).

Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без платежного документа.

На складе их приходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам и обычно по окончании месяца, когда вероятность получения документа от поставщика исключается, показатели акта регистрируются в журнале-ордере № 6: в графе «Номер счета» проставляется буква «Н» (не отфактуровано), наименование поставщика, номер приемного акта и учетная стоимость поступивших материалов на склад на группу и по графе «Акцепт».

Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так основанием для оплаты банком являются документы, по которым она может быть произведена, отсутствуют. При открытии журнала-ордера № 6 на следующий месяц эта поставка будет зарегистрирована как сальдо на начало месяца – кредитовое.

По мере поступления товаросопроводительных документов и документов на оплату по этой поставке в следующем месяце они акцептуются организацией, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе «Акцепт» в сумме платежа, а по строкам: сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется, то же по группе в графе «Акцепт».

Расчеты с поставщиком, таким образом, по этой поставке будут закончены.

Материалами в пути считаются поставки, по которым организация акцептовала (приняла к оплате) документы поставщика.

При этом право собственности на материально-производственные запасы перешло к покупателю, но они на склад еще не поступили. К учету принимаются акцептованные товаросопроводительные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере № 6 указанные платежные документы регистрируются в течение месяца в графе «За не прибывший груз» и в графе «Акцепт». По окончании месяца ниже показателя «Итого поступило» фиксируется сумма стоимости материалов по соответствующим группам, оставшихся в пути на конец месяца, т.е. материалы приходуются условно без записи на склад. Указанная запись позволяет включить эти материалы в балансовые показатели.

По мере поступления этих ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления расчетных документов) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах.

При закрытии журнала-ордера № 6 по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам организации или по договорным (отпускным ценам), а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка.

В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику.

Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок – пропорционально стоимости груза.

Основные операции по расчету с поставщиками и подрядчиками, и их документальное оформление представим в Таблице 1.

Таблица 1 –Хозяйственные операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками и их документальное оформление

Хозяйственная операция (операция) Документ основание
Заключен договор с поставщиками (подрядчиками) Договор на обслуживание Договор подряда Договор субподряда Договор аренды Договор купли-продажи
Выплачен аванс поставщику (подрядчику), оплачены с расчетного счета (валютного счета) приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Платежное поручение, выписка банка
Оплачены наличными приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Расходный кассовый ордер, кассовая книга
На уменьшение суммы задолженности перед поставщиками списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции Акт о приемке материалов, претензия
Получены материалы, товары Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара Приходный ордер, накладная поставщика
Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов, товаров Отражена сумма НДС на стоимость работ Счет-фактура
Стоимость работы сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства Акт о выполненных работах
Отражено списание невостребованной кредиторской задолженности Приказ (распоряжение) руководителя

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

Согласно Гражданского Кодекса РФ, срок исковой давности по расчетам между юридическими лицами установлен в 3 года.

Организации должны списывать дебиторскую задолженность, которая признана нереальной для взыскания (пункт 77 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Отражение в учете списания дебиторской задолженности зависит от того, создается резерв по сомнительным долгам или нет.

В соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета дебиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Если резерв по сомнительным долгам не создается, списанная задолженность, причем в сумме, в которой она была отражена в бухгалтерском учете (с учетом НДС).

Основные бухгалтерские записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражены в Таблице 2.

Таблица 2 –Основные бухгалтерские записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

№ п/п Содержание операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Акцептованы счета поставщиков и подрядчиков:    
• за поступившее оборудование
• за оборудование, не требующее монтажа, проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы
• за поступившие материальные ценности 10, 15
• за услуги по производству и продаже 20, 23, 25, 26, 29, 44
Списание недостачи в пределах норм естественной убыли
Списание недостачи сверх норм естественной убыли, несоответствие цен, ошибки
НДС по приобретенным ценностям
Акцептованы счета поставщиков по непоступившим материальным ценностям 10, 15, 41 субсчет «Материалы в пути»
Поступили материальные ценности по ранее акцептованным счетам 10, 15, 41 10, 15, 41 субсчет «Материалы в пути»
Оплачены счета поставщиков и подрядчиков 50, 51, 52
Оприходованы материальные ценности, счета поставщиков по которым не поступили 10, 15, 41 60 субсчет «Неотфактурованные поставки»
Акцептованы счета поставщиков по оприходованным ранее материальным ценностям 60 субсчет «Неотфактурованные поставки»
10. Выдан аванс поставщику (подрядчику) под подставку материальных ценностей (выполнение работ) 60 субсчет «Расчеты по авансам выданные» 50, 51, 52
Зачет выданного аванса 60 субсчет «Расчеты по авансам выданные»
Отражена курсовая разница:    
• положительная 91.1
• отрицательная 91.2
Списаны невозвращенные поставщиками авансы за резервы по сомнительным долгам

Для того чтобы подтвердить правильность исчисления сумм НДС, относящихся к списываемой дебиторской задолженности, организации нужно сохранять и счета-фактуры, выставленные покупателям.

Причем в соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должник не является аннулированием задолженности.

В течение пяти лет с момента списания сумма списанной задолженности учитывается за балансом на счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", предназначенном для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной вследствие неплатежеспособности должников.

Если организация резерв по сомнительным долгам создает, суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности списываются за счет средств резерва. Одновременно за балансом учитывается сумма списанной задолженности.

При списании дебиторской задолженности организация должна хранить все подтверждающие документы, ведь в случае отсутствия указанных документов, налоговые органы могут посчитать, что организация неправомерно занизила налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

При поступлении от покупателя суммы ранее списанной задолженности, сумма задолженности списывается с забалансового учета и отражается в составе прочих доходов организации на основании пункта 8 ПБУ 9/99. При этом в бухгалтерском учете отражаются записи:

Если организация задолженность не успела списать, но резерв создала, а должник погасил долг, сумму резерва надо восстановить.

О вышеуказанном порядке списания дебиторской задолженности Минфин Российской Федерации напоминает в Письме "О дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгах, нереальных для взыскания".

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации–дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном указанным Положением, или на увеличение расходов у некоммерческой организации".

В бухгалтерском учете прочие расходы в виде суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, отражаются по дебету счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и другие.

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являются прочими доходами организации согласно пункту 18 статьи 250 Налогового кодекса российской Федерации и относятся на финансовые результаты.

Поэтому списание кредиторской задолженности должно производиться своевременно, поскольку несвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расценено налоговыми органами как сокрытие или не учет прочих доходов организации.

Хотя, как показывает судебная практика, налоговые органы должны еще доказать наличие списанной кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, что влечет занижение организацией налогооблагаемой прибыли. В противном случае - налоговым органам будет отказано судом в привлечении организации к ответственности по данному факту

Списанные суммы кредиторской задолженности (с учетом НДС) включаются в состав прочих доходов. Такие прочие доходы признается в том отчетном (налоговом) периоде, в котором истек срок исковой давности.

При этом в бухгалтерском учете составляется проводка:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
60 (76) Включены в состав прочих доходов суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Предварительная оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании данных бухгалтерской отчетности.

При этом отчетность предприятия рассматривается в двух основных аспектах:

– С точки зрения установления рациональности структуры имущества и его источников, обеспечивающих текущую платежеспособность.

– С точки зрения выявления финансового результата.

Первую задачу позволяет выполнить бухгалтерский баланс (ф.№1), вторую – отчет о прибылях и убытках (ф.№2).

В процессе анализа составления расчетов нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

На первом этапе анализа оценить также уровень дебиторской задолженности, т. е. определить коэффициент отвлечение оборотных активов в дебиторскую задолженность, и уровень кредиторской задолженности, т. е. определить коэффициент отвлечения текущих (краткосрочных) обязательств в кредиторскую задолженность.

На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде, а так же оборачиваемость кредиторской задолженности предприятия, выявляется ее роль в формировании финансового цикла.

На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности по отдельным ее "возрастным группам", т. е. по предусмотренным срокам ее инкассации, а также изучается состав кредиторской задолженности по отдельным ее видам; выявляется динамика удельного веса отдельных ее видов в общей сумме кредиторской задолженности.

На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженности, и изучается зависимость изменения отдельных видов кредиторской от изменения объема реализации продукции – по каждому виду этой задолженности рассчитывается коэффициент ее эластичности от объема реализации продукции.

На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.

В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а так же прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями.

Предполагается оценивать качество задолженности по следующим показателям:

– Доля сомнительной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;

– Доля просроченной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;

– Доля просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности;

Оценку состава и структуры задолженности необходимо производить по конкретным поставщикам и подрядчикам.

При этом рекомендуется изучать, какой процент не возврата кредиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия.

Оценку состава и структуры задолженностижелательно производить по срокам образования задолженностей или срокам их возможного погашения.

Наши рекомендации