Финансовой системы в Республике Беларусь
1. Сущность финансов и финансовой системы. Сфера и звенья финансовой системы.
2. Финансовые ресурсы: понятие и их источники.
3. Состав государственных и децентрализованных финансов.
1. Сущность финансов и финансовой системы. Сфера и звенья финансовой системы. Финансы – экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей.Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, – финансовые отношения.Финансовые отношения – понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных и прочих услуг, с движением денег при дарении и наследовании.
Функции финансов:
– воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы;
– распределительная функция означает, что осуществляется распределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, учреждениями, различными социальными слоями населения, а также распределение общественного продукта;
– контрольная функция предполагает, что правительство осуществляет контроль за пропорциональностью в распределении и использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
– стимулирующаяфункция заключается в расширении и совершенствовании производства, полной занятости, развитию научно-технического сотрудничества, внедрению инноваций.
На базе финансов формируется финансовая система – совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование денежных фондов. К финансовым учреждениям относятся национальные и коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские посредники и др. Главная цель финансовой системы – обеспечение макроэкономической стабильности, т. е. создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство ВНП будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции. Задачи финансовой системы: осуществлять эффективный обмен товаров и услуг; создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики; способствовать превращению потребностей в реальные блага.
Структура финансовой системы включает:
1) денежные отношения между предприятиями как хозяйствующими субъектами, которые заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, штрафных санкциях за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение требований заказчика и пр.;
2) денежные отношения между государством и предприятиями, которые охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
3) денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
4) денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий между предприятием в целом и его структурными подразделениями, а также между предприятием и работником по поводу оплаты труда;
5) денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;
6) денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления.
Вструктуре финансовой системывыделяют два уровня: микро- и макроуровень. Микроуровень финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.Макроуровень включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов (цели и методы кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики).
Для реализации своих функций финансовая система должна создавать и внедрять финансовые инструменты, использование которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране. В качестве финансовых инструментов выступают эмиссия (создание и выпуск в обращение) денежных знаков и ценных бумаг, различные виды ценных бумаг, аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов), кредитование и т. п.
Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство. Звенья финансовой системы: бюджеты различных уровней власти, бюджеты и фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные средства предприятий, учреждений и населения, различные специальные денежные фонды. По специфике финансовых отношений их разделяют на две сферы:
1) финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
2) государственные (централизованные) финансы.
2. Финансовые ресурсы: понятие и их источники.Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы – денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования, государства или граждан и предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств, осуществления экономической, социальной и иных функций.Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос созданной ранее. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.
Внутренний источник средств, используемых в государстве, один – экономика страны и ее результат. В формировании финансовых ресурсов государства можно выделить налоговые и неналоговые поступления в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. В целом понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы государственного бюджета». Часть доходов дают государственные предприятия, находящиеся на автономном финансировании, но зачисляющие свои доходы в государственный бюджет. Существование налоговых доходов государства обусловлено выполнением государством своих властных функций, а существование производственных доходов – выполнением государством своей предпринимательской функции. К непроизводственным доходам государства относят налоги, государственные займы и эмиссию бумажных денег.
Для предприятий исходным источником формирования финансовых ресурсов является первоначальный капитал, выраженный в уставном, паевом капитале. Впоследствии, в ходе выполнения ими хозяйственной деятельности, финансовые ресурсы формируются по трем важнейшим направлениям: 1) собственные и приравненные к ним средства; 2) мобилизация ресурсов на финансовых рынках; 3) поступление финансовых средств через бюджетную и кредитную систему.
Собственные и приравненные к ним средства формируются по двум направлениям: денежные доходы и денежные поступления. В составе денежных доходов определяющая роль принадлежит прибыли от основной (текущей) деятельности предприятия. Самостоятельное значение приобретает прибыль от других видов деятельности, а именно прибыль от выполнения научно-исследовательских работ, прибыль от строительства, выполняемого хозяйственным способом, прибыль от финансовых операций (спекуляции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами), другие доходы, к которым относятся внереализационные доходы (штрафы, пени, безвозмездно полученные денежные и другие средства). В группе денежных поступлений основную роль выполняют амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам; выручка от реализации выбывшего имущества (основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности); целевые поступления; различные взносы членов трудового коллектива и другие источники.
Кроме аккумулирования собственных источников, предприятия производят мобилизацию дополнительных ресурсов на финансовом рынке (эмиссия акций, облигаций, привлечение кредитов, включая отсрочки платежа), получают доходы от собственности в виде дивидендов от дочерних предприятий; формируют финансовые ресурсы на паевых началах при организации совместной деятельности; получают бюджетное финансирование и финансирование из других источников. Организации некоммерческого сектора экономики для осуществления своей деятельности мобилизуют финансовые средства из различных источников. Формирование их финансовых ресурсов зависит от двух факторов: характер (вид) оказываемых услуг; принципы организации услуги (платность или бесплатность).
Существует группа услуг, связанных с государственным управлением и обороной и имеющих общегосударственное значение. Услуги такого рода полностью финансируются бюджетными ресурсами без привлечения средств населения, предприятий и иных источников. Часть услуг, связанных с культурой, искусством, юриспруденцией, оказывается населению только на платной основе и к бюджетным ресурсам отношения не имеет. Услуги социально-культурной направленности финансируются на смежной основе – из бюджета (в пределах определенных нормативов), за счет средств населения и предприятий (в оставшейся части). Бюджетное финансирование учреждений и организаций некоммерческого характера оказывается строго на нормативной основе.
Кроме бюджетных средств используются два вида финансовых ресурсов: денежные средства предприятий и граждан по договорам на оказание услуг или заказам на проведение мероприятий; поступления от населения за оказанные платные услуги и поступления от продажи изделий собственного производства. Дополнительным источником формирования финансовых ресурсов является выручка от сдачи основных средств и оборудования в аренду, добровольные взносы и прочие поступления. В зависимости от источника финансовых ресурсов в некоммерческих организациях существует два основных типа финансирования: преимущественно бюджетные средства (сметное финансирование); полная самоокупаемость.
Существуют особенности финансирования общественных организаций. Источником финансовых ресурсов в них служат членские взносы и добровольные пожертвования.
3. Состав государственных и децентрализованных финансов. Финансовая система – определенным образом упорядоченная совокупность финансовых отношений, звенья которой можно сгруппировать в два блока, каждый из которых имеет внутреннюю структуру:
1) централизованные финансы (государственный (республиканский) бюджет, бюджеты местных органов власти, консолидированный бюджет; государственные внебюджетные фонды; Специальный фонд Президента Республики Беларусь;государственный кредит; государственные страховые социальные фонды);
2) децентрализованные финансы(финансы предприятий материального производства; финансы учреждений непроизводственной сферы; финансы общественных организаций и некоммерческих учреждений; финансы домашних хозяйств).
Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств, играет различную роль в общественном воспроизводстве. Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему, происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.
Финансы домохозяйств – это личные финансы, т. е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет– самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За его счет содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, оказывается воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда местным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны.
В состав государственного бюджета Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.
Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды – средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т. д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.
Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит – совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит – это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов, как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определенных счетах. Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.
Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов создан с целью финансирования мероприятий, направленных на стимулирование интеллектуально-творческой деятельности молодежи в области образования и науки. Средства фонда образуются за счет ассигнований из резервного фонда Президента Республики Беларусь; добровольных взносов физических и юридических лиц в виде денежных средств (в том числе в иностранной валюте) и материальных ценностей. Средствами фонда распоряжается совет, в состав которого входят представители Администрации Президента Республики Беларусь, заинтересованных министерств и иных республиканских органов государственного управления, Академии наук Беларуси, учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений. Совет фонда на основании предложений учреждений, организаций и граждан принимает решения об использовании средств фонда. Средства фонда расходуются на проведение национальных и международных студенческих научных конференций, конкурсов, олимпиад и других мероприятий, способствующих выявлению талантливой молодежи, развитию ее интеллектуальных возможностей; оплату обучения и стажировок одаренных учащихся и студентов; выплату поощрительных стипендий; оказание материальной помощи одаренным студентам и учащимся; поощрение учителей, научно-педагогических работников и иных лиц, внесших личный вклад в разработку современных методик развития способностей одаренной молодежи; содействие издательской и выставочной деятельности, повышающей престиж образования, науки и интеллектуального труда.
Государственное социальное страхование – система пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов. Основными принципами государственного социального страхования являются:
– участие работодателей, работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, в создании государственных страховых фондов;
– участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;
– распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;
– гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;
– равенство граждан страны независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;
– дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;
– участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным социальным страхованием.
Средства государственного социального страхования состоят из обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в государственные страховые фонды, доходов от капитализации средств и других поступлений, а также из добровольных пожертвований и других поступлений. Средства государственного социального страхования не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.
Специфической сферой финансовой системы является финансовый аппарат– этоорганы управления финансами. Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией. Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным правительством. Финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы.