Функции и роль финансов в перераспределении ВВП, внп
Функции финансов:
1. Функция формирования денежных доходов государства происходит на предприятиях сферы материального производства, а сфера обращения (банковская система) только опосредует эти отношения.
2. Распределительная функция финансов реализуется при любом экономическом строе ввиду того, что она органически им присуща. Эта функция осуществляется на макро- и микроуровнях экономики. На макроэкономическом уровне происходит перераспределение в основном финансов, принадлежащих государству: финансов госбюджета и внебюджетных фондов. На микроэкономическом уровне перераспределение затрагивает деятельность непосредственно хозяйствующих субъектов.
3. Контрольная функция реализуется посредством финансового контроля. Проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Эта функция проявляется через деятельность финансовых органов, а реализуется через финансовый механизм.
4. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью.
Сферы распределения:
Материальное производство
Сфера услуг (нематериальное производство)
Обращение
Потребление
Функционируя в сфере материального производства и услуг, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей.
Начавшееся в сфере материального производства и услуг финансовое распределение продолжается в сфере обращения, оказывая на нее свое влияние. Включаясь в процессы сферы обращения, финансы выступают либо как необходимое условие для начала обменных операций (Д - Т, Т - Д), либо как их закономерное продолжение (распределение выручки в результате обменных операций (Т - Д).
В качестве инструмента распределения финансы функционируют и в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости. С их помощью устанавливаются пропорции распределения общественного продукта на фонд возмещения и национальный доход, формируются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонд потребления и фонд накопления, определяется их структура.
Взаимосвязь элементов финансово-кредитных отношений co стадиями воспроизводственного процесса характеризуется встречным движением натурально-вещественных и стоимостных параметров.
1. Производство является основой формирования таких финансово-экономических понятий, как совокупный продукт, необходимый продукт, Прибавочный продукт, национальный доход и др. Такие финансовые элементы (факторы) производства, как оборотные и внеоборотные фонды, фонды оплаты труда и материального поощрения, ссудные фонды и др., являются начальным, стартовым этапом воспроизводственного процесса, который формирует следующую 2-ю стадию движения фондов денежных средств.
2.Этап потребления характеризуется расщеплением вновь Созданной стоимости, а также наличием и функционированием таких финансово-кредитных элементов как фонды потребления, фонды социального страхования, фонды потребительского кредита, инвестиционные фонды и др. Формирование и функционирование данных финансово-кредитных институтов на стадии потребления воспроизводственного процесса является следствием первоначально образуемых на этапе производства финансово-кредитных элементов, без которых невозможен этап потребления.
3.Обмен (сфера обращения) как третья стадия воспроизводственного процесса характеризуется такими отношениями, как формирование фондов обращения хозяйствующих субъектов, фондов ссудного (банковского) капитала, выручки и прибыли хозяйствующих субъектов в результате продажи товаров и услуг, доходы населения и другие элементы.
4.На стадии распределения воспроизводственного процесса формируются такие финансовые и кредитные формы и отношения, которые составляют основную суть финансов и кредита. Здесь на основе форм и методов финансирования кредитных отношений стадии обмена образуются такие распределительные элементы возмещения, как инвестиционные фонды, бюджеты развития, амортизационные фонды и др. Эти финансово-кредитные элементы оказывают непосредственное влияние на формирование аналогичных по финансовому содержанию отношений стадии производства: восстановление изношенных и израсходованных оборотных и внеоборотных фондов, формирование фондов оплаты труда за счет бюджетных средств (по государственным и муниципальным законам), использование ссудных фондов (кредитных ресурсов) для производства и др.
Таким образом, финансово-кредитные отношения пронизывают все стадии воспроизводственного процесса.
Распределительная функция проявляется при распределен; национального дохода, в процессе создания так называемых; основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Эти доходы делятся на две группы:
1) зарплата работников, занятых в сфере материального производства;
2) доходы предприятий сферы материального производства
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.
Контрольная функция тесно связана с распределительной. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
5. Финансовые ресурсы: их источники и структура
Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, формирующихся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта.
Финансовые ресурсы являются материальным содержанием финансов, которое выражается в аккумулированных целевых фондах денежных средств государства, субъектов федерации, муниципалитетов, субъектов хозяйствования, домохозяйств.
Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают:
· как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения ВВП;
· как конечные доходы, т. е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;
· как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, т.к. образуются в результате реализации товаров и услуг;
· как источники формирования доходов;
· как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально - культурные мероприятия, науку, оборону и др.
Существование экономической категории "финансовые ресурсы" определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Т.е. сумма финансовых ресурсов, должна быть равна объему материальных благ, или должно существовать балансовое равенство поступления финансовых ресурсов и их расходования.
Основным документом, в котором находит отражение объема и структуры доходов и расходов финансовых ресурсов страны (региона) является сводный финансовый баланс.
Финансовые ресурсы государства складываются из трех основных источников:
1) средства, аккумулированные в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).
Таким образом, финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и за счет собственных, а также заемных средств предприятий.
Чистый доход в составе внутреннего валового продукта является основным источником формирования финансовых ресурсов. Главным критерием оценки состояния финансовых ресурсов страны является национальный доход. В соответствии с финансово-экономической ситуацией страны объем финансовых ресурсов в конкретные периоды развития, его изменения в сторону увеличения или уменьшения находятся в прямой зависимости от роста или сокращения национального дохода.
Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.
Субъектами финансовых ресурсов выступают: 1) домохозяйства; 2) предприятия объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами; 3) государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.
Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше возможности у них формирования финансовых ресурсов. В свою очередь, это обеспечивает увеличение поступлений финансовых ресурсов государству. Оптимальное соотношение между ними определяется государством на основе научно обоснованного расчета, заложенного в социально-экономических прогнозах страны.
Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:
→ децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);
→ централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.
→ В состав финансовых ресурсов входят:
→ собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств — прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства — доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;
→ мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств — продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства — эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;
→ средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств — проценты и дивиденды по Ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства — обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).
Финансы и финансовые ресурсы — не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов.
Категория «финансы может рассматриваться с двух позиций: в материальном смысле – как совокупность фондов денежных средств; как совокупность денежных отношений. В первом случае финансы выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля движения денежных средств. При втором подходе финансы рассматриваются как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств. В условиях рыночной экономики государственные финансы являются инструментом государственной политики и государственного регулирования экономических систем.
Основные признаки финансов выражаются в следующем:
1. финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, накопления, распределения, использования, перераспрделения денежных средств;
2. распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;
3. движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;
4. финансы, как денежные отношения, имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;
5. финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственно финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;
6. финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающего выполнение государством его функций и задач.
Таким образом, финансовые отношения охватывают две основные сферы:
- экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и во внебюджетных фондах;
-экономические отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий и отраслей хозяйственного комплекса.
Финансы, как экономическая категория , базирубтся на действии и проявлении объективных экономических законов :
1. Закон накопления ( финансовый механизм должен предусматривать необходимость оптимизации пропорцийнакопления и потребления, активного воздействия на экономику
2. Закона стоимости (финансы являются стоимостной категорией, обусловленной существованием товарно- денежных отношений, в финансах выражаются все формы первичного распределения стоимости ВВП
3. Закона распределения по труду ( денежные отношения через финансовый механизм материализуются в системе оплаты и стимулирования труда как за счёт необходимого, так и прибавочного продукта
4. Закон денежного обращения ( распределение и перераспределение отношения финансов предусматривают обеспечение взаимосвязи денежной массы, стоимости товаров и скорости оборота денег
5. Закон спроса и предложения ( финансовый механизм предусматривает установление оптимальных ставок налогов, пошлин и сборов, регулирование валютных курсов, установление финансовых (бюджетных) нормативов)