Укрепление юридической защиты прав кредиторов.
5.1.1 Банки являются кредитором особого типа, т.к. они размещают в кредиты средства большого числа частных и корпоративных вкладчиков. Как следствие, банки нуждаются в преференциальной судебной защите при решении вопроса об обращении взыскания на заложенное имущество при невозврате кредитов.
5.1.2 Необходимо законодательно обеспечить решение ряда давно назревших проблем по юридической защите кредиторов, в особенности при реализации залогов:
· обеспечить внеочередное погашение при банкротстве заемщика требований, обеспеченных залогом, за счет реализации имущества, предоставленного в залог. Указанное имущество должно быть выведено из конкурсной массы при банкротстве должника;
· ввести упрощенную процедуру рассмотрения исков банков по взысканию кредитов без вызова сторон. При этом нужно установить ограниченный перечень доказательств (выписки по счету, платежные поручения) для подтверждения факта выдачи кредита и наличия просрочки его возврата;
· разработать меры по предотвращению широко распространенной практики уклонения от возврата кредитов и сокрытия залога через оспаривание действительности кредитных и залоговых договоров на основании создания признаков «крупности» сделки либо смены состава акционеров, руководящих лиц заемщика или залогодателя;
· создать упрощенную процедуру взыскания заложенного имущества, прикоторой имущество может быть взыскано во внесудебном порядке, в том числе без процедуры торгов;
· исключить возможность отказа в обращении взыскания на заложенное имущество в случаях незначительности допущенного должником нарушения;
· упростить процедуру наложения судом ареста на имущество должника с целью обеспечения иска;
· ввести нормы о невозможности ареста и реализации заложенного имущества по исполнительным документам третьих лиц.
5.1.3 В настоящее время законодательством установлена уголовная ответственность только за незаконное получение кредита и за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Необходимо ужесточить уголовную ответственность за уклонение от возврата кредита, закрепить уголовную ответственность за сокрытие предмета залога и отчуждение имущества с целью уклонения от возврата кредита и/или уплаты процентов.
Возможно установление дополнительных составов преступлений с применением таких мер ответственности к руководителям организаций, их учредителям, как исправительные работы с обязательным перечислением части его заработка от исправительных работ в погашение задолженности перед кредитором.
5.1.4 Принципиально важно развивать законодательное обеспечение функционирования рынка производных инструментов в России. Ее разработка позитивно повлияет на инвестиционный климат в стране и позволит инвесторам хеджировать риски в соответствии с мировой практикой.
Особое внимание необходимо уделить обеспечению судебной
защиты требований по срочным сделкам, введению института
ликвидационного неттинга, повышению эффективности обеспечения
при операциях с деривативами (залог и т.д.), а также
разработке договорной базы для внебиржевых срочных сделок,
соответствующей международным стандартам.
5.2. Повышение платежеспособности заемщиков.
5.2.1 Плохое финансовое положение заемщиков, отсутствие четких программ развития бизнеса – важнейшее препятствие развития кредитования в России.
В России убыточными являются в среднем 35-40% промышленных предприятий. По итогам 2004 года доля убыточных предприятий составила: в сельском хозяйстве 37,8%, в обрабатывающих производствах 37,1%, в строительстве 35%, транспорт и связь – 41,3%, бытовые услуги – 36,1%, оптовая и розничная торговля – 24%. Уровень изношенности основных фондов в России, согласно официальным данным, составляет 41-42%. Фактически производственные фонды в отдельных отраслях изношены на 70-80%.
5.2.2 Расширению кредитования банками экономики будет способствовать разработка и реализация единой государственной программы развития и структурной перестройки российской экономики, ускоренное развитие отраслей, обеспечивающих насыщение внутреннего рынка и повышение эффективности экономики.
5.2.3 Нужна скоординированная работа банков, бизнес-сообщества и местных органов власти в регионах по подготовке и реализации бизнес-проектов, организация консультационной, информационной, административной и финансовой поддержки таких проектов.
5.2.4 Препятствует кредитованию и низкая транспарентность российских заёмщиков. В связи с этим, необходимо дальнейшее совершенствование учета и отчетности предприятий, в том числе на основе составления и раскрытия отчетности на консолидированной основе. Это создаст возможности для более качественного и оперативного мониторинга их финансового состояния.