Увеличение экономических прав человека (укрепление прав

Собственности, честность и ответственность за выполнение контрактов,

Терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.)

И ограничение сфер деятельности государства.

Политико-экономический (политический

Политике- ^ деловой) цикл (political business cycle) —

Экономический цикл иикл экономической и политической активности

Правительства между выборами1. Деятельность правительства

Между выборами подчинена определенным закономернос-

1 Nordhaus W The Political Business Cycle / / Review of Economic Studies 1975

№ 42 P 169—190

Глава 14. Теория общественного выбора

Тям С известной долей условности она может быть описана следующим

Образом. После выборов осуществляется ряд мер, направленных

На изменение целей или масштабов деятельности предшествующего

Правительства. Эти меры носят особенно радикальный

Характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в

Оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита

Государственного бюджета, сворачиванию непопулярных программ,

Перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие

К власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных

Обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока

Падение популярности нового правительства не достигает критического

Уровня. С приближением следующих выборов активность

Правительства возрастает. Если отложить на оси абсцисс время, а

На оси ординат — активность правительства, то описанный цикл в

общем виде будет выглядеть примерно так (рис. 14—7).

Экономическая

Активность

Правительства

i . . 1 ^

Т, Т2 Т3 Время

Рис. 14—7. Политико-экономический цикл

Отрезок Т Т2 отражает падение популярности правительства,

Отрезок Т2 Т, — наращивание активности, связанное с подготовкой

Предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой активности

Не должен находиться слишком далеко от предстоящих

Перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной

Деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень

Активности в точке Т3 был не ниже активности предшествующего

Правительства в точке Т . Общий политико-экономический цикл

Может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом

Вписываются в указанную закономерность.

„ "Провалы" (фиаско) государства (правительства)

Провалы (government failure) — это случаи, когда государст-

Государства в0 (Правителъство) не в состоянии обеспечить эффективное

Распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к "провалам" государства относят:

Ограниченность необходимой для принятия решений информации.

Подобно тому как на рынке возможно существование

Асимметричной информации, так и правительственные решения

Бюрократия и проблемы формирования экономики 465

Могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет

Которой позволил бы принять более правильное решение. Более

Того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби,

Мощного бюрократического аппарата приводит к значительному

Искажению даже имеющейся информации.

Несовершенство политического процесса. Напомним лишь

основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование

Голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг,

Поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.

Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный

Рост государственного аппарата создает все новые и новые

Проблемы в этой области.

Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать

Ближайшие и отдаленные последствия принятых

Им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют

Отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия

Сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством

Наши рекомендации