Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Программа

Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Содержание практики.

Практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по профилю направления подготовки студентов рекомендуется проводить в бухгалтерии (подразделения или центральной)производственных предприятий агропромышленного комплекса различных организационно-правовых форм. Места прохождения практики определяются для каждого студента индивидуально.

Выбранное в качестве базы практики предприятие должно отвечать следующим требованиям:

- соответствовать данному направлению подготовки;

- иметь сферы деятельности, предусмотренные программой практики;

- располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.

С организациями, выбранными в качестве баз практики, должны быть заключены договоры. Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями или организациями на их трудоустройство, практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проходят в данных организациях.

Распределение времени практики

на первом этапе практики

1. Ознакомление с организацией – базой практики:

а) история создания организации;

б) структура организации и органы управления;

в) положение организации в отрасли.

2. Ознакомление с видами деятельности, осуществляемыми данной организацией, – основной и вспомогательной (дополнительной), выполняемой постоянно, периодически, по разовым заказам и т.д. Изучение состава и содержания выполняемых функций подразделений.

на втором этапе практики–необходимо изучить деятельность организации в области финансов.

1. Содержание практики для коммерческих организаций

1.1. Технико-экономическая характеристика предприятия

Студенту необходимо дать характеристику организационно-техническому уровню, включающую информацию о производственной структуре; структуре органов управления; системе внутрипроизводственных отношений (взаимодействие и соподчинение структурных подразделений, участков, отделов). Далее проводится исследование финансовой структуры предприятия, где выделяются центры управления финансовыми ресурсами и потоками денежных средств и центры ответственности (затрат, доходов, прибыли и инвестиций).

Дается характеристика основных показателей основной деятельности предприятия (динамика и структура выпускаемой продукции, затраты на рубль товарной продукции, рентабельность продукции и т.д.)

1.2. Фонды предприятия и источники их формирования

В рамках данного задания, в первую очередь, перечисляются виды фондов предприятия, порядок их формирования и направления использования. Проводится анализ и оценка динамики и структуры источников формирования имущества предприятия, анализ и оценка динамики и структуры размещения капитала предприятия. Дается оценка эффективности использования капитала предприятия и формирования производственного потенциала.

Исследование проводится по данным формы №1 «Бухгалтерский баланс» с использованием оперативной информации.

1.3. Расчетная дисциплина предприятия и анализ потоков денежных средств

Проводится анализ динамики, структуры, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, их сравнительная характеристика. Исследуется организация внутреннего контроля за соблюдением расчетной дисциплины предприятия. Анализ и оценка денежных потоков предприятия, формируемых по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

1.4. Финансовые результаты деятельности предприятия

Студентом проводится оценка динамики выручки от реализации, анализируется себестоимость продукции (работ, услуг).

Проводится анализ показателей прибыли, оценка их динамики и качества, анализ и оценка показателей рентабельности деятельности предприятия в динамике.

Дается характеристика финансовой политике предприятия по распределению чистой прибыли и дивидендной политики.

1.5. Оценка финансового состояния предприятия

Проводится анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности организации.

В заключение работы проводится комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности организации.

2. Содержание практики в кредитных организациях

2.1. Организационно-экономическая характеристика кредитной организации

За время прохождения практики студенту необходимо ознакомиться с организационной структурой банка, а именно:

- определить, какие орган (органы) осуществляет(ют) руководство деятельностью банка;

- выяснить круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции руководства.

Для этого необходимо изучить содержание устава банка или другие документы, отражающие сведения об образовании и функционировании банка.

Кроме того, во время прохождения практики студент должен познакомиться с управленческой структурой банка: его функциональными подразделениями и службами, число которых определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых банком операций, отраженных в лицензии на осуществление данным банком банковской деятельности.

Студент должен, определить, какие из перечисленных банковских операций выполняет данный банк:

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет:

- открытие и ведение банковских счетов;

- осуществление расчетов;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдача банковских гарантий.

Кроме того, необходимо выяснить, какие еще операции и услуги, не относящиеся к банковским, выполняет данный банк.

2.2. Ресурсы кредитной организации

Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов источников: собственных средств банка и приравненных к ним средств, а также привлеченных средств. Студенту необходимо выяснить, какова структура ресурсов данного коммерческого банка. Для этого он должен определить величину собственного капитала данного банка, определить размер уставного, резервного и других фондов банка.

Привлеченные средства в составе пассивных операций коммерческих банков можно разделить на следующие группы:

- вклады и депозиты юридических и физических лиц;

- остатки на расчетных, текущих и иных подобных счетах: юридических лиц;

- кредиты коммерческих банков или Центрального банка РФ (межбанковские кредиты);

- эмиссия не инвестиционных ценных бумаг (депозитных сертификатов, векселей и т.д.).

Студент должен охарактеризовать в отчете порядок проведения этих операций, услуг, необходимо определить структуру ресурсов кредитной организации.

2.3. Активные операции кредитной организации

Активные операции осуществляются коммерческими банками с целью получения прибыли при одновременном поддержании необходимого уровня ликвидности банка и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения данных требований заставляет банки размещать часть своих активов во вложения, не приносящие дохода.

Таким образом, активные операции банка можно подразделить на две группы:

- операции, направленные на поддержание ликвидности банка на определенном уровне;

- операции, направленные на получение банковской прибыли. Студент должен определить, какие активные операции, производимые данным банком, относятся к каждой группе операций и почему.

Для закрепления знаний по курсу «Деньги, кредит, банки» студент должен определить формы используемых данным банком безналичных расчетов (платежное поручение, аккредитивная форма расчетов, чековая форма расчетов, инкассовая форма расчетов, вексельная форма расчетов) и описать в отчете правила их осуществления.

В приложении к отчету студент может привести образцы заполнения вышеуказанных форм расчетов.

2.4. Финансовые результаты деятельности кредитной
организации

На основе публикуемой отчетности кредитной организации студентом
проводится оценка доходов и расходов кредитной организации, исследуется
их структура и динамика, определяются перспективные направления
развития данного банка.

3. Содержание практики в органах государственной власти и бюджетных учреждениях

Программа предназначена для студентов, проходящих практику в:

- Федеральном или региональном Казначействе.

- Департаменте государственного финансового контроля и аудита.

- Внебюджетных фондах.

- Бюджетных учреждениях.

3.1. Нормативно-правовое и информационное обеспечениедеятельности государственного учреждения по формированию ииспользованию государственных финансовых ресурсов

Необходимо дать характеристику законодательному регулированию деятельности органа государственной власти или бюджетного учреждения. Особенностям разграничения финансовых полномочий.
Характеризуется порядок представления и сроки сдачи промежуточной и итоговой отчетной документации.

3.2. Экономическая характеристика деятельности органа государственной власти или бюджетного учреждения

На основании внутреннего положения о функционировании объекта исследования дается краткая характеристика важнейших целей, задач и функций.

Производится описание структуры органов государственной власти и управления или бюджетного учреждения, соподчиненности и взаимосвязанности его структурных подразделений. Дается краткая характеристика документооборота организации.

3.3. Система финансового планирования и прогнозирования
бюджетных показателей

В данном разделе дается характеристика порядка планирования бюджетных показателей. Описывается исходная информация для плановых расчетов, методы ее получения, порядок финансовых расчетов, виды планов, период планирования, сроки финансовых расчетов и порядок утверждения планов.
Исследуется сметное планирование. Порядок представления контрольных цифр (показателей), порядок расчета или получения экономических нормативов. Особенности планирования доходов и расходов.
Дается описание долгосрочного стратегического планирования.

3.4. Исполнение бюджета (сметы) по доходам. Организация и учет поступления финансовых ресурсов.

В данном разделе дается описание источников, порядка поступления доходов, учета средств. Проводится анализ динамики и структуры доходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги доходной базы и факторы, их определяющие. Определяются резервы роста объема доходов и совершенствования процесса управления доходами.

Дается характеристика внебюджетных источников доходов. Оценивается их место в структуре доходов и надежность поступления. Исследуется полнота исполнения налоговых обязательств по внебюджетным источникам доходов.

Дается описание работы по взысканию недоимок (недофинансирования) с неплательщиков. Порядок предоставления отсрочки и рассрочки в платежах.

3.5. Исполнение бюджета (сметы) по расходам. Целевой характер
использования бюджетных средств

В данном разделе дается характеристика направлений расходования средств и расходных полномочий объекта исследования. Описывается порядок учета расходов. Проводится анализ динамики и структуры расходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги расходов и факторы, их определяющие. Определяются резервы снижения объема расходов и основные направления совершенствования процесса управления расходами.

Проводится анализ полноты финансирования расходов и степени и качества исполнения плановых показателей. Дается оценка целевому характеру использования средств.

Дается характеристика динамики и структуры направлений расхода внебюджетных источников доходов. Оценивается их целесообразность и эффективность.

Проводится сравнительная характеристика доходов и расходов. Оценивается степень надежности покрытия расходов поступающими доходами.

4. Содержание практики для страховых организаций

4.1. Организационно-экономическая характеристика страховой организации

Данный раздел отчета должен содержать:

- краткую историческую справку создания организации;

- организационную структуру страховщика; полномочия органов управления и основные функции структурных подразделений;

- виды страхования с указанием форм страхования, на осуществление которых данным страховщиком получена лицензия;

- применяемые системы страховых отношений (страхование, сострахование, страхование участниками страхового пула, перестрахование);

- величина, структура, динамика страхового портфеля организации.

При подготовке данного раздела практикант должен ознакомиться с
Правилами по соответствующим видам страхования, содержанием типовых договоров и страховых полисов, заявлениями на страховую выплату, декларациями о состоянии здоровья, иными организационными документами, формирующими страховые правоотношения, а также с применяемыми методиками расчета страховых тарифов.

В приложениях к отчету должны быть приведены типовые формы годовой бухгалтерской отчетности №№ 1 -10 - страховщик.

4.2. Формирование фондов страховщика

Анализируются фонды страховщика, аналогичные фондам любого хозяйствующего субъекта соответствующей организационно правовой формы (виды, порядок формирования, направления использования), и страховые резервы.

В качестве ключевых характеристик системы страховых резервов используются:

- виды и целевое назначение резервов;

- источники и методы формирования;

- размер отчислений в резервы.

Изучению подлежат состав, структура, размер и динамика собственного и заемного капитала страховщика.

Анализу должно предшествовать изучение нормативных документов: Приказа Министерства финансов РФ от 11.06.2002г. №51-н «Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни», Письма Министерства финансов РФ от 15.04.2002г. №24-оо/КП-51 «О резерве предупредительных мероприятий», а также утвержденных генеральным директором страховой организации и согласованных с Департаментом страхового надзора Минфина РФ Положений «О порядке формирования резерва по страхованию жизни», «О формировании страховых резервов по иным видам страхования, чем страхование жизни», «О резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования».

Оценка динамики структуры активов, принимаемых в покрытие страховых резервов. В нормативном плане при изучении данного вопроса необходимо руководствоваться Правилами размещения страховых резервов, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 22.02.1999г. №16- н.

4.3. Финансовое планирование и бюджетирование в страховой организации

Данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета как основа для планирования и прогнозирования страховых операций. Бизнес-план, план поступления страховых взносов (премий), план по перестрахованию, план размещения средств страховых резервов, финансовый план: назначение, структура.

Структура сводного баланса доходов и расходов страховых организаций.

Оперативный и финансовый бюджет: структура, назначение, взаимосвязь элементов.

4.4. Денежные потоки страховых организаций

Анализ денежных потоков страховой организации проводится по трем направлениям: текущая деятельность, финансовая деятельность и инвестиционная деятельность.

Анализ денежных потоков по текущей деятельности должен включать характеристику объема страховых платежей (премий, взносов), охвата страхового поля, структуры и пропорций формирования страхового фонда, средней страховой суммы на один договор; числа застрахованных объектов; средней нагрузки на одного страхового агента; объема выплат страховых сумм и страхового возмещения; нормы выплат; уровня выплат; убыточности страховой суммы; анализ эффективности использования денежных ресурсов. Анализ проводится в разрезе отраслей и видов страхования с определением:

- динамики и темпов роста (прироста) величины показателей;

- удельного веса отдельных видов страхования в общем объеме страховых платежей и выплат.

При наличии информационной базы необходимо провести соответствующий анализ в территориальном разрезе и по группам страхователей.

Анализ денежных потоков в финансовой деятельности подразумевает:

- оценку динамики абсолютных показателей финансовых результатов;

- определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;

- анализ и оценку чистой прибыли;

- анализ взаимосвязи затрат и прибыли.

Далее исследуются изменения в структуре активов и пассивов, динамика, структура, оборачиваемость и соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. Производится оценка финансового состояния страховщика.

Анализ денежных потоков по инвестиционной деятельности предполагает оценку эффективности инвестиционных программ страховщика, учета фактора инфляции.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ А

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»

Дневник

ОТЗЫВ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»

ОТЧЕТ

Образец содержания отчета

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Организационно-экономическая характеристика кредитной организации

2. Ресурсы кредитной организации

3. Активные операции кредитной организации

4.Финансовые результаты деятельности кредитной организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Программа

Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Содержание практики.

Практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по профилю направления подготовки студентов рекомендуется проводить в бухгалтерии (подразделения или центральной)производственных предприятий агропромышленного комплекса различных организационно-правовых форм. Места прохождения практики определяются для каждого студента индивидуально.

Выбранное в качестве базы практики предприятие должно отвечать следующим требованиям:

- соответствовать данному направлению подготовки;

- иметь сферы деятельности, предусмотренные программой практики;

- располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студентов.

С организациями, выбранными в качестве баз практики, должны быть заключены договоры. Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями или организациями на их трудоустройство, практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проходят в данных организациях.

Распределение времени практики

на первом этапе практики

1. Ознакомление с организацией – базой практики:

а) история создания организации;

б) структура организации и органы управления;

в) положение организации в отрасли.

2. Ознакомление с видами деятельности, осуществляемыми данной организацией, – основной и вспомогательной (дополнительной), выполняемой постоянно, периодически, по разовым заказам и т.д. Изучение состава и содержания выполняемых функций подразделений.

на втором этапе практики–необходимо изучить деятельность организации в области финансов.

1. Содержание практики для коммерческих организаций

1.1. Технико-экономическая характеристика предприятия

Студенту необходимо дать характеристику организационно-техническому уровню, включающую информацию о производственной структуре; структуре органов управления; системе внутрипроизводственных отношений (взаимодействие и соподчинение структурных подразделений, участков, отделов). Далее проводится исследование финансовой структуры предприятия, где выделяются центры управления финансовыми ресурсами и потоками денежных средств и центры ответственности (затрат, доходов, прибыли и инвестиций).

Дается характеристика основных показателей основной деятельности предприятия (динамика и структура выпускаемой продукции, затраты на рубль товарной продукции, рентабельность продукции и т.д.)

1.2. Фонды предприятия и источники их формирования

В рамках данного задания, в первую очередь, перечисляются виды фондов предприятия, порядок их формирования и направления использования. Проводится анализ и оценка динамики и структуры источников формирования имущества предприятия, анализ и оценка динамики и структуры размещения капитала предприятия. Дается оценка эффективности использования капитала предприятия и формирования производственного потенциала.

Исследование проводится по данным формы №1 «Бухгалтерский баланс» с использованием оперативной информации.

1.3. Расчетная дисциплина предприятия и анализ потоков денежных средств

Проводится анализ динамики, структуры, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, их сравнительная характеристика. Исследуется организация внутреннего контроля за соблюдением расчетной дисциплины предприятия. Анализ и оценка денежных потоков предприятия, формируемых по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

1.4. Финансовые результаты деятельности предприятия

Студентом проводится оценка динамики выручки от реализации, анализируется себестоимость продукции (работ, услуг).

Проводится анализ показателей прибыли, оценка их динамики и качества, анализ и оценка показателей рентабельности деятельности предприятия в динамике.

Дается характеристика финансовой политике предприятия по распределению чистой прибыли и дивидендной политики.

1.5. Оценка финансового состояния предприятия

Проводится анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности организации.

В заключение работы проводится комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности организации.

2. Содержание практики в кредитных организациях

2.1. Организационно-экономическая характеристика кредитной организации

За время прохождения практики студенту необходимо ознакомиться с организационной структурой банка, а именно:

- определить, какие орган (органы) осуществляет(ют) руководство деятельностью банка;

- выяснить круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции руководства.

Для этого необходимо изучить содержание устава банка или другие документы, отражающие сведения об образовании и функционировании банка.

Кроме того, во время прохождения практики студент должен познакомиться с управленческой структурой банка: его функциональными подразделениями и службами, число которых определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых банком операций, отраженных в лицензии на осуществление данным банком банковской деятельности.

Студент должен, определить, какие из перечисленных банковских операций выполняет данный банк:

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет:

- открытие и ведение банковских счетов;

- осуществление расчетов;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдача банковских гарантий.

Кроме того, необходимо выяснить, какие еще операции и услуги, не относящиеся к банковским, выполняет данный банк.

2.2. Ресурсы кредитной организации

Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов источников: собственных средств банка и приравненных к ним средств, а также привлеченных средств. Студенту необходимо выяснить, какова структура ресурсов данного коммерческого банка. Для этого он должен определить величину собственного капитала данного банка, определить размер уставного, резервного и других фондов банка.

Привлеченные средства в составе пассивных операций коммерческих банков можно разделить на следующие группы:

- вклады и депозиты юридических и физических лиц;

- остатки на расчетных, текущих и иных подобных счетах: юридических лиц;

- кредиты коммерческих банков или Центрального банка РФ (межбанковские кредиты);

- эмиссия не инвестиционных ценных бумаг (депозитных сертификатов, векселей и т.д.).

Студент должен охарактеризовать в отчете порядок проведения этих операций, услуг, необходимо определить структуру ресурсов кредитной организации.

2.3. Активные операции кредитной организации

Активные операции осуществляются коммерческими банками с целью получения прибыли при одновременном поддержании необходимого уровня ликвидности банка и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения данных требований заставляет банки размещать часть своих активов во вложения, не приносящие дохода.

Таким образом, активные операции банка можно подразделить на две группы:

- операции, направленные на поддержание ликвидности банка на определенном уровне;

- операции, направленные на получение банковской прибыли. Студент должен определить, какие активные операции, производимые данным банком, относятся к каждой группе операций и почему.

Для закрепления знаний по курсу «Деньги, кредит, банки» студент должен определить формы используемых данным банком безналичных расчетов (платежное поручение, аккредитивная форма расчетов, чековая форма расчетов, инкассовая форма расчетов, вексельная форма расчетов) и описать в отчете правила их осуществления.

В приложении к отчету студент может привести образцы заполнения вышеуказанных форм расчетов.

2.4. Финансовые результаты деятельности кредитной
организации

На основе публикуемой отчетности кредитной организации студентом
проводится оценка доходов и расходов кредитной организации, исследуется
их структура и динамика, определяются перспективные направления
развития данного банка.

3. Содержание практики в органах государственной власти и бюджетных учреждениях

Программа предназначена для студентов, проходящих практику в:

- Федеральном или региональном Казначействе.

- Департаменте государственного финансового контроля и аудита.

- Внебюджетных фондах.

- Бюджетных учреждениях.

3.1. Нормативно-правовое и информационное обеспечениедеятельности государственного учреждения по формированию ииспользованию государственных финансовых ресурсов

Необходимо дать характеристику законодательному регулированию деятельности органа государственной власти или бюджетного учреждения. Особенностям разграничения финансовых полномочий.
Характеризуется порядок представления и сроки сдачи промежуточной и итоговой отчетной документации.

3.2. Экономическая характеристика деятельности органа государственной власти или бюджетного учреждения

На основании внутреннего положения о функционировании объекта исследования дается краткая характеристика важнейших целей, задач и функций.

Производится описание структуры органов государственной власти и управления или бюджетного учреждения, соподчиненности и взаимосвязанности его структурных подразделений. Дается краткая характеристика документооборота организации.

3.3. Система финансового планирования и прогнозирования
бюджетных показателей

В данном разделе дается характеристика порядка планирования бюджетных показателей. Описывается исходная информация для плановых расчетов, методы ее получения, порядок финансовых расчетов, виды планов, период планирования, сроки финансовых расчетов и порядок утверждения планов.
Исследуется сметное планирование. Порядок представления контрольных цифр (показателей), порядок расчета или получения экономических нормативов. Особенности планирования доходов и расходов.
Дается описание долгосрочного стратегического планирования.

3.4. Исполнение бюджета (сметы) по доходам. Организация и учет поступления финансовых ресурсов.

В данном разделе дается описание источников, порядка поступления доходов, учета средств. Проводится анализ динамики и структуры доходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги доходной базы и факторы, их определяющие. Определяются резервы роста объема доходов и совершенствования процесса управления доходами.

Дается характеристика внебюджетных источников доходов. Оценивается их место в структуре доходов и надежность поступления. Исследуется полнота исполнения налоговых обязательств по внебюджетным источникам доходов.

Дается описание работы по взысканию недоимок (недофинансирования) с неплательщиков. Порядок предоставления отсрочки и рассрочки в платежах.

3.5. Исполнение бюджета (сметы) по расходам. Целевой характер
использования бюджетных средств

В данном разделе дается характеристика направлений расходования средств и расходных полномочий объекта исследования. Описывается порядок учета расходов. Проводится анализ динамики и структуры расходов объекта исследования за 2-3 года, предшествующих отчетному периоду. Исследуются качественные структурные сдвиги расходов и факторы, их определяющие. Определяются резервы снижения объема расходов и основные направления совершенствования процесса управления расходами.

Проводится анализ полноты финансирования расходов и степени и качества исполнения плановых показателей. Дается оценка целевому характеру использования средств.

Дается характеристика динамики и структуры направлений расхода внебюджетных источников доходов. Оценивается их целесообразность и эффективность.

Проводится сравнительная характеристика доходов и расходов. Оценивается степень надежности покрытия расходов поступающими доходами.

4. Содержание практики для страховых организаций

4.1. Организационно-экономическая характеристика страховой организации

Данный раздел отчета должен содержать:

- краткую историческую справку создания организации;

- организационную структуру страховщика; полномочия органов управления и основные функции структурных подразделений;

- виды страхования с указанием форм страхования, на осуществление которых данным страховщиком получена лицензия;

- применяемые системы страховых отношений (страхование, сострахование, страхование участниками страхового пула, перестрахование);

- величина, структура, динамика страхового портфеля организации.

При подготовке данного раздела практикант должен ознакомиться с
Правилами по соответствующим видам страхования, содержанием типовых договоров и страховых полисов, заявлениями на страховую выплату, декларациями о состоянии здоровья, иными организационными документами, формирующими страховые правоотношения, а также с применяемыми методиками расчета страховых тарифов.

В приложениях к отчету должны быть приведены типовые формы годовой бухгалтерской отчетности №№ 1 -10 - страховщик.

4.2. Формирование фондов страховщика

Анализируются фонды страховщика, аналогичные фондам любого хозяйствующего субъекта соответствующей организационно правовой формы (виды, порядок формирования, направления использования), и страховые резервы.

В качестве ключевых характеристик системы страховых резервов используются:

- виды и целевое назначение резервов;

- источники и методы формирования;

- размер отчислений в резервы.

Изучению подлежат состав, структура, размер и динамика собственного и заемного капитала страховщика.

Анализу должно предшествовать изучение нормативных документов: Приказа Министерства финансов РФ от 11.06.2002г. №51-н «Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни», Письма Министерства финансов РФ от 15.04.2002г. №24-оо/КП-51 «О резерве предупредительных мероприятий», а также утвержденных генеральным директором страховой организации и согласованных с Департаментом страхового надзора Минфина РФ Положений «О порядке формирования резерва по страхованию жизни», «О формировании страховых резервов по иным видам страхования, чем страхование жизни», «О резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования».

Оценка динамики структуры активов, принимаемых в покрытие страховых резервов. В нормативном плане при изучении данного вопроса необходимо руководствоваться Правилами размещения страховых резервов, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 22.02.1999г. №16- н.

4.3. Финансовое планирование и бюджетирование в страховой организации

Данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета как основа для планирования и прогнозирования страховых операций. Бизнес-план, план поступления страховых взносов (премий), план по перестрахованию, план размещения средств страховых резервов, финансовый план: назначение, структура.

Структура сводного баланса доходов и расходов страховых организаций.

Оперативный и финансовый бюджет: структура, назначение, взаимосвязь элементов.

4.4. Денежные потоки страховых организаций

Анализ денежных потоков страховой организации проводится по трем направлениям: текущая деятельность, финансовая деятельность и инвестиционная деятельность.

Анализ денежных потоков по текущей деятельности должен включать характеристику объема страховых платежей (премий, взносов), охвата страхового поля, структуры и пропорций формирования страхового фонда, средней страховой суммы на один договор; числа застрахованных объектов; средней нагрузки на одного страхового агента; объема выплат страховых сумм и страхового возмещения; нормы выплат; уровня выплат; убыточности страховой суммы; анализ эффективности использования денежных ресурсов. Анализ проводится в разрезе отраслей и видов страхования с определением:

- динамики и темпов роста (прироста) величины показателей;

- удельного веса отдельных видов страхования в общем объеме страховых платежей и выплат.

При наличии информационной базы необходимо провести соответствующий анализ в территориальном разрезе и по группам страхователей.

Анализ денежных потоков в финансовой деятельности подразумевает:

- оценку динамики абсолютных показателей финансовых результатов;

- определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровень

Наши рекомендации