Медицинская помощь и лечение, социальная помощь и социальное обслуживание. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и их характеристика.
ЦЕЛЬ: Познакомиться с нормами законодательства о социальном обслуживании населения. Уяснить принципы социального обслуживания, научиться различать виды и учреждения социального обслуживания. Научиться разрабатывать программы реабилитации лиц, нуждающихся в социальном обеспечении. Продолжить отработку умений и навыков набора и редактирования текста и создания схем и таблиц в программе WORD.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
Ø Изучить необходимый учебный материал о социальной помощи и социальном обслуживании, пользуясь учебниками из представленного списка литературы.
Ø Для формирования отчета выполнить следующие работы (оформить результаты своей работы по данной теме на ПК, используя программу MS WORD).
1. Ответить на вопросы:
1) Как вы понимаете право на охрану здоровья?
2) Что такое социальная помощь и каковы ее признаки?
3) Что такое прожиточный минимум?
4) Какие виды социальной помощи вы можете назвать?
5) Что такое набор социальных услуг? Каким категориям граждан предоставляется набор социальных услуг?
6) Что такое социальное обслуживание?
7) Каковы принципы социального обслуживания?
8) Какие виды социального обслуживания вы знаете?
2. Выполнить задания:
Задание 1.
Пользуясь возможностями СПС Консультант +, работая с сайтом http://socialwork.tomsk.gov.ru/ , обозначить круг лиц (составить максимально полный перечень лиц), имеющих право на социальное обслуживание в Томской области.
Задание 2.
Изучив статью 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», других НПА, составить индивидуальную программу реабилитации инвалида (по выдуманной фабуле).
Задание 3.
Проанализировать ситуации:
Ситуация 1
Жительница с. Первомайское Томской области Алексеева, мать двоих несовершеннолетних детей (9 и 13 лет), обратилась в орган социальной защиты за предоставлением социальной помощи. Ее среднемесячный заработок составляет 12320 руб. На детей она получает пенсию по случаю потери кормильца в размере 2400 руб. (по 1200 руб. на каждого), а также пособие по уходу за ребенком до 16 лет – по 146 руб. на каждого. Имущество семьи состоит из приватизированной трехкомнатной квартиры, машины «Москвич» (1997 г. выпуска) и приусадебного участка размером 800кв.м.
Является ли семья Алексеевой малоимущей? Как определяется среднедушевой доход семьи? Имеет ли Алексеева право на получение социальной помощи? Если да, то в каком размере?
Прожиточный – 6708 руб.
Ситуация 2
Пенсионер Петров, награжденный знаком «Жителю блокадного Ленинграда», обратился в орган социальной защиты по месту жительства за путевкой на санаторно-курортное лечение. Работник органа социальной защиты дал разъяснение, что Петрову следует обратиться за путевкой в территориальный орган Фонда социального страхования.
Прав ли работник органа социальной защиты? Имеет ли Петров право на набор социальных услуг? Из каких источников финансируется предоставление набора социальных услуг?
Ситуация 3
84-летняя Павлова обратилась в орган социальной защиты с просьбой прикрепить ее для обслуживания на дому. В заявлении она указала, что является одинокой пенсионеркой, никаких родственников в по месту жительства в с. Первомайское Томской области не имеет.
Какие документы она должна представить? Какие виды услуг входят в обслуживание на дому?
Ситуация 4
Петя Абрамян (11 лет) был снят транспортной милицией с поезда, отправлявшегося по маршруту Москва-Ростов. Он сбежал из дома из-за побоев сожителя матери. При медицинском обследовании у него была обнаружен стригущий лишай.
Может ли он быть помещен в детский приют? В каких случаях может быть отказано в приеме на стационарное обслуживание? Куда следует направить Петю Абрамяна?
Инструкционная карта №13
Социальная помощь и поддержка при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей в социальное учреждение или семью
ЦЕЛЬ: Познакомиться с нормами законодательства о социальном обслуживании и защите детей, оставшихся без попечения родителей. Научиться составлять необходимые документы, сопровождающие процедуру устройства ребенка. Продолжить отработку умений и навыков набора и редактирования текста и создания схем и таблиц в программе WORD.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ:
Ø Изучить необходимый учебный материал о социальном обслуживании и защите детей, оставшихся без попечения родителей, пользуясь учебниками из представленного списка литературы.
Ø Для формирования отчета выполнить следующие работы (оформить результаты своей работы по данной теме на ПК, используя программу MS WORD).
1. Выполнить задания:
Задание 1.
Пользуясь возможностями Консультант+, изучить нормы гл.19 и гл. 21 СК РФ (переходя по ссылкам на другие НПА). Провести сравнительный анализ процедур усыновления (удочерения) ребенка и устройства ребенка в приемную семью. Сделать вывод по работе.
Задание 2.
Изучив Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» и Письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. N 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» составить:
Ø перечень документов, подтверждающих статус ребенка, оставшегося без попечения родителей;
Ø проект решения об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним;
Ø проект решения о предварительном разрешении на расходование денежных средств, принадлежащих несовершеннолетнему;
Ø журнал учета граждан, обратившихся в орган опеки и попечительства с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) несовершеннолетнего гражданина (не менее 5 записей).
Задание 3.
Решить задачи (нормативно обосновать решение):
Задача 1
Одинокие брат и сестра - Фирсов (48 лет) и Фирсова (40 лет) - пожелали совместно усыновить дочь, рожденную не состоящей в браке Г. X. Храмовой, и обратились с заявлением в органы опеки и попечительства с просьбой дать необходимое заключение для суда. В заявлении они пояснили, что в 2000 г, Храмова оставила ребенка у дальней родственницы и переехала на постоянное место жительства в г. Якутск, где вышла замуж. Судьбой своего ребенка на протяжении нескольких лет она не интересуется, средств на его содержание не присылает, хотя, по имеющимся сведениям, материально обеспечена хорошо. Фирсовы считают, что для усыновления ими дочери Храмовой никаких препятствий нет, и просили орган опеки и попечительства дать положительное заключение о соответствии усыновления интересам ребенка.
Какие условия усыновления (удочерения) предусмотрены законом? Может ли быть произведено усыновление (удочерение) без согласия родителей ребенка, в частности Храмовой? Какие функции выполняют органы опеки и попечительства в связи с усыновлением? Подлежит ли удовлетворению просьба Фирсовых? В каком порядке производится усыновление (удочерение) ребенка?
Задача 2
Прокурор района предъявил иск супругам Сафоновым об отмене удочерения ими племянницы Оли. Судом было установлено, что единственной причиной удочерения ответчиками племянницы было стремление получить большую жилую площадь в связи со сносом дома, в котором они проживают. Усыновители в свою семью Олю не брали, девочка продолжала жить с матерью. Суд вынес решение об отмене удочерения, указав, что оно противоречит интересам ребенка.
Дайте правовую оценку решения суда. Перечислите основания к отмене усыновления. Каковы правовые последствия отмены усыновления?
Инструкционная карта №14