Глава iv. организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Статья 25. Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм соб­ственности и состоит из государственного, муниципального и него­сударственного секторов социального обслуживания.

Статья 26. Государственный сектор социального обслуживания

Вгосударственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Феде­рации, органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а также учреждения социального обслужи­вания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учрежде­ния муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за разви­тие муниципального сектора социального обслуживания на подве­домственных территориях, а также обеспечивают контроль за посту­плением государственных стандартов качества социального обслужи­вания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания. Органы местного самоуправления предоставляют му­ниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания в соответствии с феде­ральным и территориальными перечнями гарантированных государ­ством социальных услуг, предусмотренных в статьях 17, 19, 22 и 23 настоящего Федерального закона, а также выделяют площади для

создания специализированных производств для трудоустройства ин­валидов и граждан пожилого возраста.

Статья 28. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры со­циального обслуживания осуществляют организационную, практи­ческую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Муниципальные центры социального обслуживания занимают­ся выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждаю­щихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в по­лустационарных и нестационарных условиях, осуществляют сроч­ное социальное обслуживание, а также оказывают населению соци­ально-консультативную помощь.

В целях решения вопросов трудоустройства инвалидов, граждан пожилого возраста и трудовой реабилитации инвалидов муници­пальные центры социального обслуживания вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, надомные производства, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Цехи, производственные мастерские, надомные производства и подсобные хозяйства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания и подлежат льготному налогообложению в порядке, предусмотрен­ном налоговым законодательством Российской Федерации. Доход от их деятельности поступает на развитие социального обслужива­ния в муниципальные центры социального обслуживания.

При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться магазины по торговле продовольственными и промыш­ленными товарами первой необходимости по льготным ценам для граждан пожилого возраста и инвалидов, в семьях которых средне­душевой доход на каждого члена семьи ниже прожиточного мини­мума, установленного для данного региона.

Муниципальные центры социального обслуживания могут осу­ществлять иные виды предпринимательской деятельности, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст­вующие этим целям.

Деятельность муниципальных центров социального обслужива­ния финансируется из средств соответствующих бюджетов, целевых социальных" фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законом. Финансирование дея­тельности муниципальных центров социального обслуживания осу­ществляется из средств местных бюджетов.

Размеры расходов на эти цели определяются органами местного самоуправления при утверждении соответствующих местных бюд­жетов.

Для оказания помощи в деятельности администрации муници­пального центра социального обслуживания могут создаваться об­щественные (попечительские) советы.

Статья 29. Муниципальный жилищный фонд социального исполь­зования для граждан пожилого возраста и инвалидов

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, пред­назначенные для постоянного или временного проживания и соци­ального обслуживания указанных граждан.

Архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрас­тным и физиологическим особенностям граждан пожилого возраста и инвалидов.

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной ча­стью муниципального сектора социального обслуживания, создает­ся и содержится органами местного самоуправления на подведомст­венных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инва­лидов предоставляются одиноким гражданам, гражданам, родствен­ники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при условии сохранения указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствия условий их проживания требованиям жилищного законодательства, а также в случаях и на условиях, предусмотренных в статье 12 настоящего Фе­дерального закона.

Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инва­лидов предоставляются в порядке, установленном жилищным зако­нодательством.

Жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения муниципального жилищного фонда социального ис­пользования для граждан пожилого возраста и инвалидов являются муниципальной собственностью и не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем или аренду. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в указанных жилых помещениях, не раз­решается раздел занимаемой жилой площади, прописка других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения на то органов местного самоуправления.

Статья 30. Учреждения социального обслуживания

Учреждения социального обслуживания являются юридически­ми лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с за­конодательством Российской Федерации и законодательством субъ­ектов Российской Федерации.

Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания не имеют права сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними на праве оперативного управления имущество.

Учреждения социального обслуживания, учредителями которых являются благотворительные, общественные или религиозные организации, пользуются льготами по налогообложению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, освобождаемые гражданами пожилого возраста и инвалидами, на­травляемыми в стационарные учреждения социального обслужива­ния, подлежат заселению в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими гражданами пожилого возраста иинвалидами, а также могут быть предоставлены в установленном законом порядке для использования в качестве служебных жилых [помещений работникам стационарных учреждений социального об­служивания.

Статья 31. Основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются соответственно федеральный бюджет и (бюджеты субъектов Российской Федерации.

Финансирование муниципального сектора системы социального (обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве

дотаций на содержание сети учреждений социального обслужива­ния, на развитие социального обслуживания, а также на оплату со­циальных услуг, включенных в федеральный и территориальные пе­речни гарантированных государством социальных услуг.

Размер дотаций определяется ежегодно при утверждении соот­ветствующих бюджетов Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 32. Дополнительные внебюджетные источники финансиро­вания мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов

1.Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются:

1) средства, поступающие из целевых социальных фондов, в том числе из фондов социальной поддержки населения;

2) кредиты банков и средства других кредиторов;

3) доходы от хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) доходы от ценных бумаг;

5) средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги;

6) благотворительные взносы и пожертвования;

7) другие источники, не запрещенные законом.

2. Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества граждан пожилого возраста и инвалидов, проживавших и умерших в стационарных учреждениях социального обслуживания, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания. Контроль за целевым расходованием указанных средств осуществляется органами социальной зашиты населения.

3. Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживавшихся не в стационарных учреждениях социального обслуживания и умерших, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания.

4. Юридические и физические лица в части средств, передаваемых на финансирование мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, освобождаются от налогообло­жения в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Негосударственный сектор социального обслуживания

Негосударственный сектор социального обслуживания объеди­няет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государствен­ной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную дея­тельность в сфере социального обслуживания. К негосударственно­му сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотво­рительные и религиозные организации, деятельность которых свя­зана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Деятельность субъектов негосударственного сектора социально­го обслуживания осуществляется всоответствии с законодательст­вом Российской Федерации и законодательством субъектов Россий­ской Федерации.

Наши рекомендации