Вопрос 4. Сущность бюджетной и налоговой политики.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, сводом других законов устанавливающих функции отдельных органов власти в бюдж.процессе и законодательстве. С помощью бюдж.политики реализуются следующие основные функции:
1) фин.обеспечение в результате выполнения госуд-ом своих функций;
2) поддержание фин.стабильности в стране;
3) обеспечение фин.целостности федерального гос-ва;
4) создание условий для социально-экономического развития.
Бюджетная политика вкл. политику бюджетных доходов Ии расходов, управление госуд.долгом и госуд.активами и систему управления государственными финансами.
Основными проблемами бюдж.политики явл-ся:
1) несбалансированность обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
2) недостаточно четко разграничены полномочия бюджетов всех уровней и их доходных источников;
3) неэффективность значительной части бюджетных расходов;
4) неэффективная система управления и контроля в системе государственных финансов.
Первостепенной задачей бюдж.политики явл-ся преодоление бюджетного кризиса.
Налоговая политика она определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов.
Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и участников рынка условий налогообложения обеспечивающих улучшение фин.положения реального сектора экономики.
Основными задачами налог политики явл-ся:
1) значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
2) упрощение налоговой системы;
3) минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
4) снижение налог.нагрузки на фонд оплаты труда;
5) создание условий для легализации прибылей организации;
6) сокращение количества налогов.
Вопрос 5. Необходимость и содержание финансового контроля. Характеристика видов и форм финансового контроля.
Под финансовым контролем понимается вид фин.деятельности осуществляемой системой органов государственной власти и управления, а также спец. контрольными органам и заключающийся в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства. Назначение фин.контроля заключается: 1) в содействии реализации фин.политики государства; 2) в обеспечении эффективности использования бюджетных фин.средств.
Задачи фин.контроля: 1) Контроль за соблюдением бюджетного законодательства. 2. обеспечение своевременности и полноты выполнения фин.обязательств перед бюджетами бюджетной системы. 3. Выявление резервов роста финансовых ресурсов. 4. обеспечение сохранности государственной и муниципальной собственности.
В зависимости от субъектов осуществляющих контроль различают следующие его виды: 1. Государственный контроль – проводится органами государственной власти (Президентом, Правительством, Министерством финансов, счетной палатой, федерально-налоговой службой и другими госуд.органами) он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. 2. Муниципальный фин.контроль осуществляется органами контроля муниципальных образований. 3. Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями. Проявляется в его непосредственной связи с функцией управления отраслью в специализации контроля в соотв. С отраслевыми особенностями фин.хоз.деятельности. 4. Внутрихозяйственный фин контроль – осуществляется фин.экономическими службами экономических субъектов. Объект контроля – это финансовая экономическая и хозяйственная деятельность субъекта.
5. Независимый контроль – проводится спец.органами – аудиторскими фирмами. Основной целью аудит.деятельности явл-ся установление достоверности бух.отчестности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими фин. и хоз.операций законодательным и норматив-правовым действующим актам.
Формы фин контроля: Предварительный (имеет важное значение для предупреждения фин.нарушений. Он осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков до реального движения финансовых средств. Осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных организаций. Текущий является основным видом деятельности субъектов фин.контроля. Он ведется в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, исполнение бюджета, смет доходов и расходов бюдж.учреждений с целью предупреждении я и выявления нарушений фин.дисциплины. Осуществляется на основе первичных документов оперативного бух.учета и отчетности. Последующий проводится путем анализа и ревизии бух.отчетности по окончании фин.года или отчетного периода. В ходе его проверяют количественные и качественные выполнение намеченных показателей по каждому виду ходов и расходов, налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней. Он позволяет оценить эффективность организации фин.работы хозяйствующих субъектов, в министерствах и ведомствах и выявить недостатки текущего и предварительного фин.контроля.