Сущность и виды бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные ре­гуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавлива­емые виды налогов и платежей, их структура, объекты об­ложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень цен­трализации средств государством, соотношение между фе­деральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реа­гирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автомати­ческую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы ре­гулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и саль­до государственного бюджета в результате специальных реше­ний правительства, направленных на изменение уровня заня­тости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических коле­баний совокупного дохода. Недискреционная фискальная по­литика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воз­действие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой раз­ность между величиной общих налоговых поступлений в бюд­жет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стиму­лирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрас­ходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный из­лишек.

Дискреционная политика правительства связана со значи­тельными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообло­жения предполагает длительное обсуждение этих мер в парла­менте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор – экономи­ческий механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду цикличе­ских колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроен­ные стабилизаторы экономики относительно смягчают про­блему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредст­венно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокра­щением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие "встроенных стабилизаторов" объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные плате­жи автоматически снижаются. В результате возрастает бюд­жетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги авто­матически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокуп­ного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост пос­ледней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии го­сударство получает особый доход (доход от печатания денег), который назы­вается сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной мас­сы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм по­вышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин цикли­ческих колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциаль­ного уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной заня­тости ресурсов, а может иметь место при любом уровне вы­пуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной по­литики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбини­рование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложе­ния факторов производства и росту экономического потенциа­ла. Осуществление этих целей связано с проведением ком­плексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничи­тельной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В крат­косрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокра­щение государственных расходов осуществляется пропорцио­нально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управ­ления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:

Сущность и виды бюджетно-налоговой политики - student2.ru ,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство про­водит стимулирующую политику в форме сокращения на­логов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема про­изводства и совокупного предложения. В результате повы­шается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыль­ности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению про­изводства, снижению безработицы и увеличению националь­ного продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение ве­личины изменения совокупного спроса к величине задан­ного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРг – 1.

Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС).

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национально­го продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультип­ликатора государственных расходов на величину предель­ной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы яв­ляются составляющей совокупных расходов, а налоги выс­тупают фактором, влияющим только на потребление – од­ну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку това­ров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов се­мейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку дру­гая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизацион­ной фискальной политики зависит и от используемой кон­цептуальной модели государственного регулирования. В те­ории и практике государств с рыночной экономикой выде­ляются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возника­ет вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следо­вательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны авто­матические колебания (увеличение или уменьшение) раз­меров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государствен­ного бюджета и образованию профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усилива­ется процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм нало­гового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, сни­жения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Наши рекомендации