Типы безработицы. Естественный уровень безработицы.

Безработица – экономическое состояние, которое характеризуется тем, что часть взрослого трудоспособного населения не имеет работы и находится в ее поисках. Основным показателем, измеряющим безработицу, является “уровень безработицы”. Уровень безработицы – процентное отношение числа безработных к численности рабочей силы. Добиться такого положения в экономике, когда все трудоспособное население имело бы работу, практически невозможно.

В экономике существует понятие “полная занятость”. На первый взгляд, его можно трактовать как 100%-ную занятость экономически активного населения. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным и даже оправданным.

Чтобы понять, что такое полная занятость, рассмотрим формы безработицы.

Фрикционная безработица – безработица, связанная с затруднениями в трудоустройстве и ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К фрикционным безработным относятся также молодые люди, не имеющие работы ввиду отсутствия квалификации и опыта;

Структурная безработица – безработица, вызванная несоответствием профессиональной подготовки рабочей силы структуре производства. Структура производства постоянно изменяется под влиянием научно-технического прогресса, внедрения новых технологий. Потребность в одних видах профессий сокращается, зато появляется спрос на новые, ранее не существовавшие профессии.

Таким образом, и фрикционная, и структурная безработицы являются неизбежными и существуют на всех стадиях экономического цикла, даже на высшей точке подъема.

Уровень безработицы, соответствующий целесообразному уровню полной занятости, называется естественным уровнем безработицы. Он равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Этот уровень сам по себе не является постоянным.

Под полной занятостью подразумевается соответствие численности желающего трудиться населения количеству рабочих мест, но за вычетом естественной безработицы. Это возможно только на вершине экономического цикла.

циклическая форма безработицы вызвана сжатием производства во время периодически повторяющихся спадов в экономике.

Она возникает тогда, когда количество рабочих, желающих получить работу, больше, чем число рабочих мест.

Технологическая (текучая) безработица – безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике.

Сезонная безработица обусловлена колебаниями в объеме производства определенных отраслей в зависимости от времени года (сельскохозяйственные и некоторые виды строительных работ, промыслы и т.п.).

20. ИНФЛЯЦИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МАКРОЭК-КОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ.

Инфляцияпредставляет собой всеобщий рост цен на товары и услуги и снижение реальной стоимости денег (обесценивание). Инфляция порождается диспропорциями между спросом и предложением, накоплением и потреблением, государственными доходами и расходами. Инфляционные процессы определяются не только множеством денежных, но и неденежных факторов, которые взаимосвязаны. Социально-экономические последствия инфляции провоцируют дальнейший рост цен. Различают внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Внутренние:

þ Дефицит госбюджета, (если он покрывается гос займами и дополнительной эмиссией денег; высокие госрасходы, особенно военные, социальные расходы).

þ Инфляционные ожидания населения, которые вынуждают людей покупать товары сверх своих текущих потребностей, т.е. население стремиться избавиться от «лишних» денег; порождаемы таким поведением ажиотажный спрос стимулирует рост цен.

þ Кредитная экспансия – ( расширение масштабов бан­ковского кредитования сверх потребностей народного хо­зяйства, что вызывает эмиссию безналичных денег).

þ чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта;

Внешние:

þ рост цен на внешних рынках на внутренние товарные цены; «импортируемая» инфляция.

þ Падение курса национальной валюты, что влечёт рост цен на импортные товары на внутреннем рынке

мировые экономические кризисы; состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика

21. Измерение инфляции. Виды инфляции

методы измерения инфляции: 1) индекс потребительских цен который рассчитывается по отношению к базовому периоду. 2)Индекс цен производителей— отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. 3)Индекс расходов на проживание— учитывает баланс повышения доходов и роста расходов. 4)Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют. 5)Дефлятор ВВП— рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров. 6)Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют. 7)Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

Виды инфляции: 1) Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.

2)Инфляция предложения— рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен. 3)Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

4)Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

5)Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

6)Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

7)Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар.

Наши рекомендации