Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании

Государственный бюджет, являясь составной частью финан­сов, отражает их качественные признаки. Как отмечалось в главе 1, финансы представляют собой денежные распредели­тельные отношения, следовательно, бюджет — это совокуп­ность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюд­жетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъек­тов хозяйствования и граждан является объективной необходи­мостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению соци­альных задач, организации управления и обеспечению нацио­нальной обороны. Отчасти об этом уже говорилось в § 2.3.

Развитие бюджета происходило одновременно со становле­нием общества, государства и товарно-денежных отношений. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации опреде­ленных доходов для создания бюджетного фонда и осуществле­ния государственных расходов.

Очевидно, что существование бюджетных отношений обус­ловлено наличием государства. Несмотря на это, бюджетные от­ношения являются органической частью экономической струк­туры общества, элементом базиса, а не надстройки, поскольку объективно предопределены закономерностями общественного развития.

Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общего­сударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирую­щие специфические денежные отношения.

Признавая тот факт, что финансы выступают особой формой производственных отношений и изначально формируются в мо­мент расщепления денежной и эквивалентной им материаль­но-вещественной формы движения совокупного общественного продукта на первой стадии воспроизводственного процесса и возникновения самостоятельной формы движения совокупного общественного продукта — чистого дохода, можно определить генетические истоки бюджетных отношений, конкретизировав момент их зарождения.

Итак, в момент расщепления натурально-вещественной и эквивалентной ей стоимостной формы чистого дохода начина­ется относительно самостоятельное движение части сово­купного общественного продукта — чистого дохода в его де­нежной форме. На этой основе формируются финансовые отно­шения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохо­да, его распределение, формирование денежных фондов.

На стадии обособления стоимости чистого дохода возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков. Такое положение определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется в бизнес-проектах заранее для обеспечения не только расширенного воспроизводства, но и расчетов с государ­ством по уплате налогов и других обязательных платежей.

На этом основании можно предположить, что в составе фи­нансовых отношений при обособлении стоимости чистого дохо­да зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распре­деления (перераспределения) будет направлена в централизо­ванный фонд государства, а именно — бюджетные отношения.Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.

Бюджетные отношения носят перераспределительный ха­рактер, они сопровождают движение бюджетных потоков и опосредуют взаимосвязи субъектов хозяйствования с государ­ством по поводу изъятия части чистого дохода (налоги, обяза­тельные платежи) для формирования доходов бюджета.

При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в пере­распределении стоимости совокупного общественного продукта.

Более того, при современной организации отношений субъ­ектов хозяйствования и государства платежи в бюджет являют­ся первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты опреде­ляет пропорции распределения чистого дохода, влияет на вели­чину той его части, которая остается в распоряжении предпри­ятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов.

Распределение чистого дохода — процесс многостадийный. Прежде всего из чистого дохода выделяется та его часть (m1),которая в соответствии с действующим законодательством в первоочередном порядке должна быть направлена на формиро­вание централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. На этом этапе формируются финансовые ресурсы государства. Далее из чис­того дохода, остающегося в распоряжении предприятия (m2), вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чи­стого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.

Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании - student2.ru

Рис. 13.1. Формирование бюджетных отношений и бюджетных потоков:

М — чистый доход; m1 — часть чистого дохода, направляемая в распоряжение государства для формирования бюджетного фонда; m2 — часть чистого дохода, остающаяся у субъектов хозяйствования

К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использо­ванием централизованного фонда денежных средств государства.

Представляя особую область стоимостного распределения, бюджетные отношения имеют следующие особенности:

• обусловлены функционированием государства;

• связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;

• носят перераспределительный характер;

• опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

• регламентированы бюджетным и налоговым законодательством.

Государство является обязательным участником бюджет­ных отношений, охватывающих все сферы экономики и обще­ственной деятельности, уровни хозяйствования и регионально­го управления.

Действие бюджетных отношений ограничено областью бюд­жетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса. Однако, несмотря на это, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключи­тельно важную роль в системе государственного регулирования.

Таким образом, по своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития.

Вместе с тем формы проявления бюджетных отношений раз­личны. Бюджетные отношения находят материальное вопло­щение в бюджетном фонде,иначе говоря, материализуются. Объем бюджетного фонда характеризует степень централиза­ции финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-эко­номических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.

Бюджетные фонды, формируемые на различных уровнях государственной власти, образуют бюджетную систему.

По своей организационной (внешней) форме бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельству­ют следующие аргументы:

• бюджет формируется как финансовая база государства;

• через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости;

• порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;

• объемы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами
каждого конкретного этапа развития общества;

• в конечном счете бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета), отражающих взаимоотношения с бюджетом в специальных разделах финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.

Как специфический финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъекта­ми хозяйствования и населением. Показатели закона о бюдже­те в количественном выражении отражают движение финансо­вых ресурсов, перераспределяемых посредством бюджета.

Не следует отождествлять сущность бюджета и формы его проявления. Сущность государственного бюджета как объек­тивных специфических финансовых отношений и его назначе­ние остаются неизменными в различных общественно-экономи­ческих формациях, но его качественное содержание и роль как фонда денежных средств и финансового плана зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отноше­ний, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей.

Государственный бюджет функционирует посредством осо­бых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюд­жета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, кото­рые представляют собой часть валового внутреннего продукта, централизуемую в бюджеты всех уровней.

Бюджету, как и финансам в целом, присущи распредели­тельная и контрольная функции. Посредством бюджета пере­распределяются значительная часть национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов.

Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств госу­дарства. Через показатели доходов можно определить, насколь­ко своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государ­ства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.

В современных государствах (как с развитой рыночной эко­номикой, так и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилиза­ции и способов использования бюджетных ресурсов.

Бюджетный механизм создается государством для реализа­ции бюджетной политики на конкретном этапе развития стра­ны, регулирования экономики путем маневрирования бюджет­ными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюдже­та, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.Таким образом, в современном мире бюджет не только не ут­ратил своей роли, но и широко используется в системе государ­ственного регулирования благодаря активизации его функций.

Бюджетное устройство и бюджетная система

Для характеристики бюджетного устройства любого госу­дарства требуется оценка его бюджетной системы, организации бюджетного процесса и бюджетных прав. Основу бюджетного устройства современного государства составляют бюджетная система и принципы ее построения.

Бюджетная системапредставляет собой совокупность от­дельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на ос­нове экономических отношений и юридических норм.

Бюджетный процесс— это регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составле­нию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетные праварегламентируют права участников бюд­жетного процесса.

По фор­ме государственного устройства страны подразделяются на унитарные и сложные. Унитарное государство — это централи­зованное государство, состоящее из административно-террито­риальных единиц, не имеющих в своем составе других террито­риальных формирований. Примерами могут служить Франция, Япония, Великобритания и др. Сложное государство представ­ляет собой союз государств или объединение относительно са­мостоятельных территориальных формирований. Оно может су­ществовать как федерация, конфедерация, империя (Россия, США, ФРГ, Индия, Япония и др.). Наиболее распространенной формой современного государ­ства является унитарная. Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:

• в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: а) государственного бюджета, б) местных бюджетов;

• административно-территориальные формирования не обладают суверенитетом и имеют ограниченные права в области бюджетного процесса. Они вправе принимать собственные нормативные акты при условии их соответствия нормам, принятым центральными органами власти;

• жесткая зависимость связывает бюджеты территорий с центральным бюджетом. Это проявляется в том, что распределение доходов и расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной властью и регламентируются конституцией и законами государства. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы;

• действует единая для государства система контрольных органов. Степень подконтрольности бюджетов регионов зависит от уровня централизации бюджетной системы.

Бюджетная система федеративного государства имеет три уровня:

1) бюджет центрального правительства (федеральный);

2) бюджеты субъектов федерации (республик, штатов, провинций и др.);

3) местные бюджеты.

Федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории всего государства, а органы субъектов федерации — в пределах своей территории.

Для определения направлений единой бюджетной полити­ки государства и ее эффективности, выявления общих тенден­ций в развитии доходной части и направлении государствен­ных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в ста­тистический (сводный) бюджет региона или государства в це­лом. (консолидирован­ный бюджет.)Он представляет собой свод бюджетов нижесто­ящих уровней и бюджета соответствующего административно-территориального образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответст­вующей территории через регулирование доходных источников. В состав консолидированного бюджета Республики Бела­русь входят республиканский бюджет, областные, районные, городские, сельские и поселковые бюджеты.

Несмотря на большие различия, бюджетные системы совре­менных государств строятся на общепризнанных принципах:

единства бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, сбалансированности, реальности (достоверности), гласности, целевого характера расходов, эффективности использования бюджетных средств и др. При этом учитываются особенности национального бюджетного устройства государств.

Единство бюджетной системы необходимо для обеспечения единой финансовой политики.

Однако требование единства не противоречит самостоятель­ности отдельных звеньев бюджетной системы. Принцип само­стоятельности предполагает право органов власти всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Принцип сбалансированности предусматривает взвешен­ное соотношение доходов и расходов бюджета.

Принцип реальности (достоверности) бюджета требует со­ответствия показателей бюджета прогнозным макроэкономи­ческим показателям, их подтверждения достоверными расчета­ми, учета конкретной политической и экономической ситуации и тенденций развития производства.

Принцип гласности предполагает, что бюджеты и отчеты об их исполнении должны публиковаться в открытой печати.

Принципы целевого характера и эффективности расходов означают, что бюджетные средства направляются их получате­лям с указанием конкретных целей использования и при этом ожидается достижение наилучших результатов.

Все принципы построения бюджетной системы взаимоувя­заны и дополняют друг друга.

Наши рекомендации