Механизм фискальной политики. Дискреционная ФП и политика встроенных стабилизаторов. Налоговый мультипликатор
Фискальная политика – совокупность финансовых способов гос. регулирования бюджетных доходов и расходов с целью целенаправленного влияния на соц-эк. развитие страны. Дискреционная (одномоментная) ФП использует 2 инструмента: 1) гос. закупки, кот. являются инструментом прямого действия на объем производства; увеличивая или уменьшая гос. закупки, гос-во непосредственно влияет на совокупный спрос; 2) чистые налоги, которые изменяются за счет изменения налоговых ставок и трансфертов. Практика свидетельствует о том, что налоги могут изменяться и автоматически, т.е. без спец. гос. решений. Это объясняется тем, что большая часть налогов зависит от дохода и поэтому изменяется пропорционально изменениям ВВП даже при стабильных налоговых ставках и уровнях трансфертов. К налогам, зависящим от дохода, относятся налог с дохода граждан, налог на прибыль с предприятий, НДС, АС, отчисления в ралич. фонды. Если ВВП изменяется, то налоговые отчисления изменяются автоматически. Чувствительность налогов от ВВП зависит от системы налогообложения. При прогрессивной системе уровень налоговых ставок увеличивается по определенной шкале в зависимости от увеличения дохода. Поэтому при увеличении ВВП налоги растут быстрее, чем доходы. При пропорциональной системе уровень налоговых ставок явл. стабильным для всех уровней дохода. Определенные трансферты также зависят от динамики ВВП. Н., выплаты по безработице сокращаются во время роста производства и увеличиваются во время его спада. Чистые налоги, кот. изменяются автоматически, т.е. без гос. решений, изменяются в зависимости от изменений ВВП, наз. автоматическими. Автоматич. зависимость чистых налогов от ВВП явл. важным фактором стабилизации экономики. Чистые налоги представляют собой отвлечение средств из экономики, т.е. утрату ее покупательской способности. Если они увеличиваются, то ВВП уменьшается, и наоборот. Это означает, что с точки зрения эк. стабильности желательно увеличивать величину таких налогов в периоды, когда экономика движется к инфляции, и наоборот, уменьшать их величину, когда намечается тенденция к сокращению производства Т.к. динамика автоматических налогов отвечает этим требованиям, то они получили название встроенных стабилизаторов. Несмотря на то, что автоматич. чистые налоги выполняют стабилизирующую функцию без спец. гос. решений, их эффективность в конечном итоге тоже зависит от гос-ва. Но роль гос-ва состоит в том, что оно встраивает, т.е. вводит в экономику определенную систему налогов и трансфертных платежей. При внесении изменений в эту систему стабилизирующая эффективность чистых налогов будет изменяться. Т.о., автоматич. фискальная политика – такая политика, кот., устанавливая систему налогов и трансфертных платежей, дает им возможность выполнять стабилизирующую функцию в экономике автоматически. В условиях, когда в экономике наблюдается инфляционное увеличение ВВП и появляется необходимость сдерживать совокупный спрос, стабилизирующий механизм автоматич. фискальной политики действует так: 1) ВВП инфляционно увеличивается, автоматически увеличиваются чистые налоги; 2) увеличение автоматич. чистых налогов означает увеличение отвлекаемых из экономики средств; 3) вследствие увеличения отвлекаемых средств рост совокупных затрат замедляется, что в определенной степени тормозит рост ВВП. Когда в экономике намечается спад производства, наблюдается дефицит совокупных затрат. В таких условиях экономику желательно стимулировать к увеличению совокупных затрат. Тогда стабилизирующий механизм автоматич. фискальной политики выглядит след. образом: 1) ВВП реально уменьшается, автоматич. уменьшаются чистые налоги; 2) уменьшение автоматич. чистых налогов означает уменьшение отвлекаемых средств из экономики; 3) вследствие сокращения отвлекаемых средств сокращение совокупных затрат замедляется, что в определенной степени тормозит спад производства. Т.о., по мере инфляционного увеличения ВВП в периоды роста налоговые сборы автоматич. увеличиваются и благодаря этому тормозят нежелательный экономич. рост. По мере сокращения реального ВВП в периоды спада налоговые сборы автоматич. сокращаются и благодаря этому замедляют спад производства. Определение влияния чистых налогов на ВВП осуществляется с использованием мультипликатора налогов, который имеет такой вид:
М Н =ПСП*М З
Где ПСП – предельная склонность к потреблению;
МЗ – мультипликатор затрат.
Мультипликатор налогов всегда ниже мультипликатора затрат пропорционально ПСП.
Т.к. мультипликатор налогов всегда ниже чем мультипликатор затрат, то это означает, что каждая единица прироста гос. закупок вызывает больший прирост ВВП, чем каждая единица снижения чистых налогов. Если сравнивать влияние гос. закупок и чистых налогов на гос. бюджет, то можно сделать вывод. Что из расчета на одинаковый прирост ВВП увеличение гос. закупок явл. для бюджета менее убыточным вариантом фискальной политики, чем снижение чистых налогов.