Монетарная политика национального банка и ее инструменты. Банковский мультипликатор. Взаимосвязь монетарной и фискальной политики. Государственное регулирование банковской системы.

Роль денег определяется их сущностью как всеобщего эквива­лента, поскольку выделение всеобщего эквивалента особого рода является законом любого товарного производства. Деньги как тако­вые влияют на экономику согласно правилам, которыми руковод­ствуются банки, создавая деньги и проводя в жизнь соответствую­щую монетарную (денежно-кредитную) политику. Основополагающей целью денежно-кредитной политики явля­ется помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и умеренной инфляцией. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации экономики.

Центральный банк — главный, но не единственный орган регу­лирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммер­ческих банков и направляя регулирование на расширение или сок­ращение кредитования экономики, оно достигает стабильного раз­вития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национального экспорта. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Товарный и денежный рынки взаимосвязаны. Проследив эти взаимосвязи, можно определить условия, при которых наступает равновесие на обоих рынках. Модель двойного равновесия разрабо­тана английским экономистом Дж. Хиксом и носит название "IS-LM-модель, Она основывается на кейнсианском теоретичес­ким воззрении, что национальный объем производства равен наци­ональному доходу.

При построении модели "IS-LM" используются следующие при­чинно-следственные связи:

1) национальный объем производства (национальный доход) У, определяющий спрос на деньги для сделок, а следовательно, общий спрос на деньги и процентную ставку i, которая характеризует рав­новесие на денежном рынке;

2) уровень процентной ставки, формирующий объем плановых инвестиций J, являющихся составной частью совокупных расходов (совокупного спроса);

3) равновесие на товарном рынке, определяемое как равенство совокупных расходов национальному производству.

Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Кейнсианский, классический и промежуточный отрезки. Неценовые факторы совокупного предложения.

Совокупное предложение — сумма стоимости всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг.

Кривая предложения отражает зависимость между общим уровнем цен и общим объёмом предложения. На кривой выделяют 3 основных участка:

I – горизонтальный — с увеличением совокупного предложения рос цен не происходит. Это связанно с тем, что объём производства в экономике меньше объёма производства при полной занятости af;

II — промежуточный — рост объёма национального производства сопровождается ростом цен. Это объясняется вовлечением избыточных ресурсов;

III — вертикальный — ситуация полной занятости. Все ресурсы вовлечены в производство.

К неценовым факторам AS относят: изменение цен на ресурсы, изменение производительности и правовых норм. При изменении цен на ресурсы, т.е. их увеличение приводит к смещению кривой влево. Увеличение

производительности приводит к снижению затрат на производство и к увеличению совокупного спроса, т.е. к смещению кривой вправо.

Государство регулирует факторы AS. В частности: налоги, государственные расходы, объекты экспорта и импорта.

Задача.

Решение

Для определения величины первоначальных инвестиций воспользуемся формулой мультипликатора инвестиций:

Прирост ЧНП/Прирост инвестиционных расходов = 1/(1 - ПСП)

Отсюда ясно, что верно равенство:

Прирост инвестиционных расходов = Прирост ЧНП*(1 - ПСП).

Следовательно, для увеличения ЧНП на 5 млрд руб. потребовались инвестиции в размере 2 млрд руб. (5*(1 - 0,6)).

Тест.

Бюджетная линия представляет собой геометрическое место точек, каждая из которых представляет:

а) различные комбинации благ, которые может приобрести покупатель при данной величине его дохода.

Тест.

Постоянные издержки представляют собой такие затраты, которые не изменяют своей величины при:

г) изменении объема выпускаемой продукции.

БИЛЕТ №21

Наши рекомендации