Кейнсианская теория потребительского выбора.

Потребительский выбор на макроуровне выступает как проблема межвременного потребительского выбора, т.е. как проблема потребления сегодня и потреблением в будущем. При решении этой проблемы субъект разделяет свой доход на сбережение и потребление. Но как он распределяет этот доход, однозначного ответв в экономической теории нет.

Поэтому в макроэкономике существует множество концепций потребительского выбора. Все эти концепции потребительского выбора могут быть разделены на 2 группы. Они строятся на эндогенном и экзогенном доходе, уровень которого экономические субъекты определяют сами. Это значит что они обладают способностью в данных экономических условиях заработать столько, сколько сочтут нужным, чтобы обеспечить свое благосостояние. Экзогенный доход - доход, воспринимаемый субъектами как данный. Он от них не зависит и не может быть ими изменен.

Кейнс первым обратил внимание, что потребление зависит от величины дохода. В этом плане Кейнс выступил против классической школы, согласно которой решающую роль играет процентная ставка. Во-вторых, Кейнсом был сформулирован так называемый психологический закон, который характеризует поведение потребителя. Суть: по мере роста дохода потребительские расходы повышаются, но в меньшей степени, чем растет доход.

Субъекты и инвесторы - разные группы. Чистый прирост капитала общества осуществляется тор-говыми и промышленными корпорациями.

Сбережения - ценные бумаги, имущество и накопленное имущество. Осуществляются семьями и индивидами, но именно сбережения и инвестиции определяют уровень национального дохода занятости.

Кейнс ввел понятия "средняя склонность к потреблению" и "средняя склонность к сбережению", выраженных в процентах. Доля любого общего дохода, который идет на потребление называется средней склонностью к потреблению, а доля дохода, которая идет на сбережения - средней склонностью ксбережению. Но величина дохода может меняться - повышаться или понижаться.

Таким образом, доля прироста, который потребляется, называется предельной склонностью к потреблению. Доля прироста, который идет на сбережение, называется предельной склонностью к к сбережению. Изменение предельной склонности к потребелнию и сбережению для любого изме-нения в доходе после уплаты налогов всегда равна 1. Кейнс заметил, что с ростом дохода, доля, идущая на потребление. понижается, а доля, идущая на сбережения, повышается.

С=DС / DY

где С - предельная склонность к потреблению; D С - изменение потребления;

Предельная склонность к сбережению:

S = DS / DY

где S - предельная склонность к сбережению.

DS / DY + DС / DY = 1

Теория Кейнса основывается на 3 основных постулатах:

1) потребление есть функция от располагаемого дохода (доход после уплаты налогов);

2) предельная склонность к потреблению >0, но меньше 1.

3) средняя склонность к сбережению имеет тенденцию к снижению с ростом располагаемогодохода - богатые больше сберегают.

С = С0 + С * располагаемый доход,

Кейнсианская теория потребительского выбора. - student2.ru где С0 - тот минимальный объем потребления, который существует при любом уровне дохода.

Кейнсианская теория потребительского выбора. - student2.ru С0

Кейнсианская теория потребительского выбора. - student2.ru располагаемый доход

Затем произошли 2 важных события.

1. На основе эмпирических данных С.Кузнец обрабатывал эти данные (с 1869 по 1949) и установил, что по мере роста дохода средняя склонность к потреблению не проявляла склонности к сни-жению, а была более или менее стабильной.

Таким образом, предположение Кейнса о том, что средняя склонность к потреблению при росте дохода уменьшается оказалась неверной.

2. Во время 2-й мировой войны Кейнс высказал предположение, что экономику после окончания войны ждет стагнация, так как после войны должны были расти доходы домохозяйства, но по мере роста дохода, сбережения должны были расти быстрее, чем потребление и это привело к тому, что возросший объем сбережений не сможет быть поглощен инвестиционным спросом. Но, к счастью для экономики, эта гипотеза не подтвердилась.

Наши рекомендации