Экономический рост: сущность, типы, факторы.показатели измерения экономического роста.

В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.
В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономи­ческий рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выраже­ние он находит в увеличении реального ВВП, как в абсолютном объеме, так и на душу населения.

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный эко­номический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации.

Показатели динамики экономического роста.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями ди­намики экономического роста являются:

  • рост объема ВВП или НД;
  • темпы ростаВВП и НД в расчете на душу населения;
  • темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.

В экономической статистике для изучения динамики ис­пользуются коэффициенты роста, темпы роста и темпы при­роста. Коэффициент роста х исчисляется по формуле:

X=Y1 / Y0

где Y1,Y0 — показатели соответственно в изучаемом и базовом периодах.

Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Темп прироста равен темпу роста минус 100.

Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической науке широ­кое распространение получила теория трех факторов производства, родоначальником которой был Ж.-Б. Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании сто­имости продукта принимают участие труд, земля и капитал.

Позднее трактовка производственных факторов получила бо­лее глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят:

  • труд;
  • землю;
  • капитал;
  • предпринимательскую способность;
  • научно-технический прогресс.

Фактически это уже знакомые нам факторы производства (производственные факторы), они же экономические ресурсы, но называемые факторами роста в связи с тем, что при рас­смотрении экономического роста их анализируют под несколь­ко другим углом.

Факторы экономического роста взаимосвязаны и перепле­тены. Так, труд весьма производителен, если работник исполь­зует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно слож­но. Более того, все эти крупные факторы являются комплек­сными, состоят из ряда более мелких элементов, вследствие чего факторы можно перегруппировывать.

Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы (например, капитал делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы и т.д.).

Распространено и деление факторов в зависимости от ха­рактера роста (количественного или качественного) на интен­сивные и экстенсивные. К экстенсивным факторам роста от­носятся:

  • увеличение объема инвестиции при сохранении сущест­вующего уровня технологии;
  • увеличение числа занятых работников;
  • рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.

К интенсивным факторам роста относятся:

  • ускорение научно-технического прогресса (внедрение но­вой техники, технологий, путем обновления основных фонде и т.д.);
  • повышение квалификации работников;
  • улучшение использования основных и оборотных фондов;
  • повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании ин­тенсивных факторов роста — об интенсивном типе.

Типы экономического роста.

При экстенсивном типе развития эконо­мический рост достигается путем количе­ственного увеличения факторов производ­ства, а при интенсивном — путем качественного их совершен­ствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема.

Экстенсивный экономический рост происходит благодаря простому наращиванию применяемых факторов: средств производства и рабочей силы. Он имеет ряд отрицательных характеристик ,которые являются последствием несовершенства данного типа.

Экстенсивный путь ,благодаря привлечению в производство все больше рабочей силы ,способствует сокращению уровня безработицы, обеспечению наибольшей занятости рабочих ресурсов.

Следующая проблема, при экстенсивном типе, которую следует рассмотреть - это застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом.

40. Торговая политика государства.платежный баланс и его регулирование.

Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и ведет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм - политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.).

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Среди теорий регулирования платежного баланса наибольшую известность получили следующие.

Теория автоматического саморегулирования платежного баланса господствовала почти 200 лет до 30-х годов XX века. Согласно этой теории при пассивном платежном балансе, например, страны А по отношению к стране В в результате отлива золота в В уменьшалось количество золотых денег в обращении, и снижались цены в А, что способствовало повышению конкурентоспособности товаров страны А, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса страны В. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что приводило к росту цен, и стимулировало импорт более дешевых импортных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.

Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием – устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели:

1. Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции ограничивают свой анализ путем поиска причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования.

Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

2. Теория нормативного регулирования платежного баланса. Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с его регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияние на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

Монетаристские теории регулирования платежного баланса. Эти теории получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесия всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Идеал монетаристской концепции платежного баланса – «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, нашли отражение в проектах реформы мировой валютной системы.

В связи с вышеизложенными теориями платежного баланса все методы, используемые в практике государственного регулирования платежного баланса, разнообразны и подразделяются на две группы:

1) прямое регулирование на основе мер протекционистской политики, которые регламентируют экспортно-импортные операции, движение капитала и рабочей силы, а также регулирование обменного курса валюты;

2) косвенное регулирование, которое основывается на проведении определенной экономической политики в стране – экономическом и финансовом регулировании, политике заработной платы и социальной защиты; отраслевой и промышленной; региональной политики и управления государственными предприятиями.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Основой государственного регулирования платежного баланса служат:

1)государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;

2)возрастание доли национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

3)непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика;

4)регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.


Наши рекомендации