Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг
Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
o разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
o осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
o контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
o информационная деятельность на рынке;
o обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.
До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.
13. Формы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Рынки ценных бумаг в значительной степени являются свободными рыночными институтами, но большая часть их деятельности сильно подвержена прямым и косвенным воздействиям со стороны государства. Для более эффективного воздействия государство вооружено необходимыми рычагами осуществления надзора и контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг. Однако существует опасность того, что действия государства могут легко ослабить или нейтрализовать возможное положительное воздействие фондовых рынков на экономику, искажая решения инвесторов и эмитентов. Из этого следует, что при работе с рынками ценных бумаг особенно важно найти правильное соотношение между силами рынка и государственным вмешательством.
Вмешательство государства в деятельность рынка ценных бумаг может происходить в виде комбинаций двух форм воздействия - управляющего и развивающего.
Государство может управлять рынком, используя законы, правила и специальные органы, чтобы обеспечить честное, эффективное и стабильное функционирование рынка. Одновременно государство применяет средства, направленные на развитие фондовых рынков, используя стимулы и принуждение, с целью обеспечения доступа инвесторов и эмитентов к широкому спектру инструментов для работы с ценными бумагами.
Там, где государство имеет намерения вызвать быстрое развитие рынка ценных бумаг, существует тенденция вмешиваться более широко и сильно для того, чтобы стимулировать рост. Однако интенсивное вмешательство увеличивает вероятность искажения пути развития рынка ценных бумаг, так как оно ускоряет рост и вызывает изменения до того, как они действительно потребуются. Помимо этого соображения об интенсивности, успех или провал государственного вмешательства зависят от того, уместно ли государству вмешиваться в данных обстоятельствах и насколько правильно это вмешательство нацелено и осуществлено.
Возможны три варианта развивающего воздействия государства на деятельность фондового рынка.
1. Непосредственно воздействовать на рынок ценных бумаг, например:
а) уменьшить стоимость наращивания капитала, предлагая значительные налоговые преимущества тем компаниям, которые публично предлагают свои ценные бумаги;
б) для обеспечения глубины рынка увеличить количество ценных бумаг путем обязательного предписания всем компаниям с определенной величиной уставного капитала и периодом существования предлагать к продаже свои ценные бумаги;
в) снизить стоимость сделок, зафиксировав брокерское вознаграждение на низком уровне;
г) уменьшить прямые цены рыночной инфраструктуры путем финансирования и обеспечения работы некоторых фондовых бирж.
2. Изменить политику в тех областях, которые имеют воздействие на рынок ценных бумаг, таким образом, чтобы непосредственно стимулировать рынок, например:
а) поставить верхний предел на размер кредита, выдаваемого предприятиям коммерческими банками и снизить действующую учетную ставку на банковские депозиты, подталкивая, таким образом, инвесторов и тех, кто наращивает капитал, к рынку ценных бумаг;
б) стимулировать ликвидность рынка ценных бумаг путем установления низкого или нулевого налога на увеличение рыночной стоимости капитала от прибыли по сделкам с ценными бумагами, облагая в то же время налогом другие виды непроизводственного дохода.
3. Изменить более общую политику с намерением усилить рост рынка ценных бумаг, например:
а) поддерживать надежную и стабильную макроэкономику, держать учетные ставки на низком, но положительном уровне и отменить дифференциальные пошлины с инвестиционных альтернатив;
б) ослабить правила и процедуры по иностранным инвестициям, чтобы улучшить инвестиции в зарубежные портфели.
Понятно, что государство имеет в своем распоряжении рычаги, которые позволяют стимулировать рост рынка ценных бумаг. Но вопрос заключается в том, какие из этих рычагов и когда оно должно использовать? В тех случаях, когда значительное число прибыльных предприятий находятся на пределе своих кредитных возможностей и их рост сдерживается высокой стоимостью наращивания капитала на рынках ценных бумаг, эффективно и необходимо использовать инструменты первого варианта, посредством которого возможно усиление роста рынка и удовлетворения нужд компаний. С другой стороны, если совокупное значение сбережений инвесторов является низким для того, чтобы обеспечить эффективный спрос на новые ценные бумаги, или прибыльность предприятий в общем низка, то вмешательство по первому варианту будет неэффективным или исказит инвестиционные решения. В этом случае лучше применить меры третьего варианта с целью создать благоприятный климат для инвестиций в ценные бумаги.
Таким образом, достаточно четко определена первая форма вмешательства государства в деятельность фондового рынка, а именно - форма развития.
Вторая форма вмешательства государства в деятельность рынка ценных бумаг -форма управления -характеризуется наличием нескольких способов контроля. Наиболее интересными являются четыре способа, каждый из которых имеет определенный набор инструментов и приемов, позволяющий с определенной долей эффективности управлять развитием фондового рынка.
1. Благоразумныйконтроль устанавливает для участников фондового рынка требования к адекватности капитала и создает систему наблюдения и обеспечения выполнения этих требований. Он регулирует прямые отчисления капитала, норма которых установлена на таком уровне, чтобы иметь возможность противостоять рыночным возмущениям, таким как возможное вредное влияние на систему в результате финансового краха посредника.
2. Защитный контрольустанавливает структуру взаимоотношений между посредниками и их клиентами, а также малыми и большими инвесторами. Особое внимание уделяется раскрытию информации, ясности контрактных взаимоотношений и абсолютной ответственности, основанной на доверии. Возникающие затраты тем больше, чем больше степень защищенности малого и наименее подготовленного инвестора. Основой правильных рассуждений является нахождение баланса между недо- и перезащищенносгью.
3.Организационный контрольпроводится для установления и функционирования таких организаций, как фондовые биржи, расчетные палаты и системы рыночной информации. Он нацелен на то, чтобы, учитывая соревновательность рынка в предложении этих услуг, накладывать в то же время внешние критерии, такие как надежность и техническая подготовленность производителя услуги с целью защиты стабильности системы в целой.
4.Структурный контрольпозволяет государству управлять объемом и составом рынка ценных бумаг в целом через механизмы, как ограничения на деятельность иностранных инвесторов, эмитентов, посредников, а также на конкретные финансовые инструменты, которые могут становиться предметом купли-продажи.
Эти четыре формы управляющей деятельности на практике представляют собой выполнение широкого ряда функций, таких как установление правил, надзор за рынком ценных бумаг и преследование за нарушение законов, изучение и утверждение проспектов эмиссий и отчетов и других документов посредников, а также надзор за операционной и финансовой стабильностью фондовых бирж, расчетных, клиринговых палат и центров и других форм обеспечения функционирования рынка.
В большинстве развитых стран мира рынок ценных бумаг находится под активным воздействием государственного регулирования, функции которого выполняют специальные государственные, органы (в США - Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, в Японии - Комиссия по сделкам с ценными бумагами, в Германии - Центральная комиссия по рынкам).
14. Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ и их полномочия.
15. Основные законодательные акты, регулирующие российский рынок ценных бумаг.
На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Ø Гражданский кодекс РФ, части I и II
Ø Закон «О банках и банковской деятельности»
Ø Закон «О центральном банке Российской Федерации»
Ø Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»
Ø Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
Ø Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»
Ø Закон «Об акционерных обществах»
Ø Закон «О рынке ценных бумаг»
Ø Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т.д.
Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:
- создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;
- финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
- создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
- перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
- предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
- создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
- борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
16. Акции: общая характеристика, основные инвестиционные качества, классификация.
17. Обыкновенные акции, их характеристика.
18. Особенности привилегированных акций и их разновидности.
19. Сравнительная характеристика обыкновенных и привилегированных акций.
20. Показатели доходности акций.
21. Корпоративные облигации: отличительные особенности, классификация.
22. Сравнительная характеристика инвестиционных качеств акций и облигаций.
23. Обращающиеся в РФ государственные ценные бумаги.
24. Муниципальные ценные бумаги. Общая характеристика, цель выпуска, основные виды, особенности размещения и обращения.
25. Вексель: особенности, классификация.
26. Банковские ценные бумаги.
27. Деятельность коммерческих банков в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг.
28. Товарораспорядительные ценные бумаги.
29. Виды вторичных ценных бумаг.
Основные вторичные ценные бумаги:
- Депозитарные расписки;
- Право на покупку ценных бумаг;
- Вторичные долговые ценные бумаги.
30. АДР и РДР.