Специальный трудовой стаж (выслуга лет)
Специальный трудовой стаж (выслуга лет) – это учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет суммарная продолжительность периодов определенной службы (работы), в течение которых в соответствии с действующим законодательством лицо могло, как подлежать, так и не подлежать обязательному пенсионному страхованию.
Выслуга лет как специальный трудовой стаж, с которым связано право на соответствующий вид пенсионного обеспечения, предусмотрен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Все категории служащих, перечисленные в названии Закона, а также другие, на которых распространено действие данного Закона (прокурорско-следственные работники, сотрудники таможенной службы), в период прохождения указанной службы не подлежат обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем органы, в которых они проходят службу, не отчисляют за них страховые платежи в Пенсионный фонд РФ. Именно поэтому с учетом данного вида трудового стажа они обеспечиваются пенсией за выслугу лет в порядке государственного пенсионного обеспечения, а не в порядке обязательного пенсионного страхования и выплата указанных пенсий гарантируется средствами федерального бюджета. Однако освобождение силовых министерств и ведомств в целях экономии бюджетных средств от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ привело к тому, что в случае увольнения со службы без права на получение пенсии за выслугу лет (в силу, например, недостаточности выслуги или причин увольнения) военнослужащие и другие, приравненные к ним по пенсионному обеспечению категории служащих, не относясь к числу застрахованных, были лишены возможности с учетом продолжительности данного вида специального стажа получать и страховые пенсии.
Частично остроту этой проблемы снял Федеральный закон от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", который обязал за счет средств федерального бюджета учитывать периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, для целей формирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявших деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование. То есть, продолжительность выслуги лет будет умножена на стоимость страхового года, и полученная сумма в рублях будет подлежать в соответствующих случаях включению в РПК застрахованного лица и отражаться в общей части его индивидуального лицевого счета. При этом периоды службы (работы), учтенные при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал, не могут включаться в выслугу лет (в стаж работы), с учетом которой (которого) назначается пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание
Правила исчисления выслуги установлены Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
В частности, указанным актом установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:
- военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;
- служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава - до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
- служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);
- служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);
- время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 1 марта 1993 г.;
- время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе;
- время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);
- служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) и т.д.
Суммарная продолжительность выслуги лет имеет юридическое значение не только для возникновения права на данный вид пенсии, но влияет и на ее размер: за каждый год выслуги сверх требуемой размер пенсии увеличивается на 3% от соответствующих сумм денежного довольствия, но пенсия при этом не может быть более 85% этих сумм.
Другой категорией служащих, у которых формирование пенсионных прав обусловлено выслугой лет, являются государственные гражданские служащие – граждане, замещавшие должности государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих. В отличие от военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению служащих, лица, занимавшие должности федеральной государственной гражданской службы, в период прохождения указанной службы подлежат обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем обеспечиваются как трудовой пенсией (по старости, по инвалидности), так игосударственной пенсией за выслугу лет. Другими словами, одна и та же деятельность выполняет для них роль, как специального трудового стажа – выслуги, так и страхового стажа.
Исчисление выслуги государственных гражданских служащих производится с учетом Указа Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", который в частности содержит следующие должности для целей формирования рассматриваемого вида стажа:
1. Государственные должности Российской Федерации.
2. Государственные должности субъектов Российской Федерации.
3. Должности федеральной государственной гражданской службы
4. Должности прокурорских работников, определяемые в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
5. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
6. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
8. Должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) и т.д.
Как видно из приведенного выше перечня, Указом допускается при исчислении выслуги лет суммировать службу на должностях, в период занятия которых лицо как подлежало, так и не подлежало обязательному пенсионному страхованию.
Страховой стаж
Согласно Федеральному Закону от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С учетом указанного легального определения в учебной литературе принято данный вид стажа называть «общим (смешанным) страховым стажем»,поскольку в его содержание включаются, помимо трудовой деятельности, в период которой лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, и другая деятельность или иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, в течение которых лицо не относилось к числу застрахованных. На первый взгляд, между общим трудовым стажем, о котором говорилось во втором параграфе данной главы, и общим страховым стажем нет никакой разницы, поскольку и в тот и в другой, прежде всего, включается работа по трудовому договору. Кроме того, и в тот и в другой общий стаж, помимо указанной работы, включаются иная деятельность и другие периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за данное лицо. Однако различия между этими видами трудового стажа все-таки есть. Они связаны, во-первых, с тем, что «иные периоды» по своему содержанию не тождественны. Прежнее законодательство (Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г.) предусматривало более широкий их перечень и, во-вторых, их включение не было обусловлено дополнительными требованиями, как это было предусмотрено Законом «О трудовых пенсиях в РФ» 2001 г. и ныне действующим Законом «О страховых пенсиях» 2013 г.; наконец, в-третьих, общий трудовой стаж и общий страховой стаж влекут различные правовые последствия, о чем ужевыше говорилось.
Общее правило о том, какая работа включаются в страховой стаж, содержится в статье 11 Закона о «О страховых пенсиях». В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Условие о начислении и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ впервые было введено с 1 января 2002 г. Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Практика применения указанного Закона убедительно доказала несоответствие этого условия основным конституционным положениям, поскольку невыполнение страхователем возложенной на него юридической обязанности по уплате страховых взносов за работника нарушало его пенсионные права. Данная проблема стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, принявшим Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой". Указанные нормы актов признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию, Конституционный Суд РФ указал на то, что надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
К сожалению, при проведении с 1 января 2015 г. очередной пенсионной реформы указанное мнение Конституционного Суда РФ не учтено.
Указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ относится к периодам, когда трудовая деятельность выполнялась на основании трудового договора. Что же касается иных видов деятельности, например, работы на основании гражданско-правовых договоров (подряда, заказа, об оказании услуг, авторского и др.), то в страховой стаж включаются только те периоды такой деятельности, за которые были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Позиция Конституционного Суда РФ нашла свое отражение и в решениях Верховного Суда РФ.
В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"[101] указывается, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
Российское законодательство допускает также добровольную уплату гражданином страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя. Однако, по мнению многих юристов, факт такой уплаты не означает «покупки» страхового стажа. То есть, сама по себе уплата страховых взносов без трудовой деятельности не формирует страхового стажа.
Общий (смешанный) страховой стаж важен для приобретения права на страховую пенсию, устанавливаемую как на общих основаниях, так и досрочно.
До 2015 года для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях в силу статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как уже указывалось выше, наряду с достижением общего пенсионного возраста требовалось наличие страхового стажа не менее 5 лет.
С 2015 года Закон «О страховых пенсиях» постепенно увеличивает этот стаж: в период с 2015 года до 2024 года он увеличится с 6 до 15 лет. Следовательно, после 2024 г. лица, у которых нет страхового стажа указанной продолжительности, исключаются из страховой пенсионной системы. Им может быть назначена лишь социальная пенсия по старости и в возрасте на 5 лет выше, чем страховая пенсия.
Увеличение продолжительности минимального страхового стажа, дающего право на вхождение в пенсионную систему, с 5 до 15 лет вызывает обоснованные опасения. Повышать этот стаж вряд ли было целесообразно, учитывая, что его прежняя продолжительность, установленная более 50 лет назад, гарантировала возможность более широкого охвата страховой пенсионной системой тех, кто трудился. Несправедливость прежней нормы заключалась не в низкой продолжительности стажа, требуемого для вхождения в страховую пенсионную систему, а в отсутствии дифференциации в размерах пенсии по старости с учетом длительности страхового стажа. При равных суммах пенсионного капитала данная пенсия устанавливалась в одинаковом размере как тому лицу, у которого страховой стаж составлял всего 5 лет, так и тому, кто трудился несколько десятков лет. Однако для устранения данного дефекта достаточно было бы новой нормы о пропорциональной зависимости размера неполной страховой пенсии от фактической продолжительности имеющегося у лица страхового стажа, без ужесточения требования о его увеличении.
Кроме того, увеличив в три раза минимальную продолжительность страхового стажа, законодатель в то же время сохранил его прежнюю продолжительность для отдельных категорий граждан, получающих страховую пенсию дополнительно к государственной пенсии (например, кадровым военнослужащим), а государственным гражданским служащим доля страховой пенсии может устанавливаться к их государственной пенсии за выслугу лет за страховой стаж даже меньшей продолжительности. Такой подход свидетельствует о нарушении одного из основных принципов – «равенства прав граждан».
Существенное повышение минимальной продолжительности страхового стажа, необходимого для вхождения в страховую пенсионную систему, не сопровождается гарантией возврата застрахованным уплаченных за них страховых взносов, что несправедливо, поскольку страховые платежи, как уже неоднократно указывалось, с позиций экономической теории рассматриваются как «отложенная» заработная плата каждого застрахованного на его будущее пенсионное обеспечение. Это может стать основанием для предъявления застрахованными требования о возврате пенсионных взносов, уплаченных за период трудовой деятельности до введения более высокого стажевого минимума[102].
В случае назначения страховых пенсий по инвалидности (статья 9) или по случаю потери кормильца (статья 10 Закона), в отличие от страховой пенсии по старости, продолжительность страхового стажа юридического значения не имеет (важен сам факт принадлежности получателя пенсии либо умершего кормильца к числу застрахованных).
Изменив требования к продолжительности страхового стажа, дающей застрахованным право на вхождение в страховую пенсионную систему, новый Закон по существу сохранил прежние правила его формирования.
Анализ статьи 11 Закона «О страховых пенсиях» позволяет выделить следующие из них:
1. Страховой стаж по данному Закону формируется у граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
2. В страховой стаж включаются как периоды работы, так и (или) иной деятельности при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (с учетом рассмотренного выше Постановления Конституционного Суда РФ в части периодов работы по трудовому договору).
3. В страховой стаж включаются только те периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации. Из этого следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, по общему правилу, не включаются в страховой стаж.
4. Периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
5. Помимо работы и (или) иной деятельности в страховой стаж включаются иные периоды, указанные в ст. 12 Закона «О страховых пенсиях», перечень которых исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Наиболее типичными примерами включаемых в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию,являются:
- работа по трудовому договору;
- работа по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг; по договору авторского заказа; деятельность авторов произведений, получающих выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства; издательским лицензионным договорам; лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
- самостоятельно организованная работа «самозанятых» лиц (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
- период членства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и т.д.
К иным периодам, включаемым в страховой стаж в соответствии со ст. 12 Закона «О страховых пенсиях», относятся:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, также не более пяти лет в общей сложности.
При этом указанные периоды, как уже выше говорилось, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Закона.
Специальный страховой стаж
Cпециальный страховой стаж – это учитываемая при определении права на досрочную страховую пенсию (статьи 30, 31, п. 6 ч.1 ст. 32 Закона о СП) суммарная продолжительность периодов определенной работы, как правило, в особых условиях труда, в течение которых уплачивались страховые взносы (а для ряда работ также дополнительные «профессиональные» страховые взносы) в Пенсионный фонд РФ.
D отличие от общего страхового стажа в специальный страховой стаж включается только работа, причем не любая, а в определенных профессиях, должностях, условиях труда, указанных в соответствующих нормативных правовых актах.Иная деятельность и «иные периоды», о которых говорилось выше, в специальный страховой стаж не включаются.
Правовые последствия, связанные с данным видом, стажа заключаются в том, что это один из юридических фактов, которым обусловлено право на получение досрочной пенсии по старости, а также на получение данной пенсии в более высоком размере, в связи с уплатой дополнительных «профессиональных» страховых взносов.
Правила определения специального страхового стажа предусмотрены в статьях 30, 31, п. 6 ч.1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях». В соответствии с указанными статьями в него включаются периоды работы:
подземной, с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тяжелыми условиями труда;
в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и другие.
Указанные выше периоды включаются в специальный страховой стаж на основании списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждаемых Правительством РФ, в которых предусмотрены условия их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.).
Перечень списков содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (фактически продлено действие ранее применявшихся соответствующих списков).
К числу таких списков относятся – Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781); Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) и др.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до 1 января 2015 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Как указывалось выше, в ряде случаев для включения какого-либо периода работы в специальный страховой стаж, влекущий возникновение права на досрочную страховую пенсию по старости, необходимо за эти периоды иметь уплаченные дополнительные страховые взносы.
Закон «О страховых пенсиях» установил, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, только при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Наряду с этой новеллой часть восьмая статьи 35 Закона «О страховых пенсиях закрепила, что положения части 6 статьи 30 Закона не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона, которые имели место до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда". Однако данное правило применяется лишь при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Большое значение для правильного понимания правил включения определенных периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Как указано в пп.14 п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноябр