Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством.
По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Сложные — это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (от лат. imperium - власть), т. е. насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация.
Основные особенности унитарного государства.
1. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция и др.). В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг ов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.).
2. Существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов.
3. Существует единая территория, единая конституция, судебная система, гражданство, единые вооруженные силы. При этом административно-территориальные образования вправе принимать свои нормативно-правовые акты, но они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.
4.В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней:
- государственный бюджет;
- местные бюджеты.
Доходы и расходы местных бюджетов не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно.
Федерация (объединение, союз) характеризуется следующими чертами:
1. Она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление.
2. Предполагается существование двух систем высших органов государственной власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Органы субъектов федерации - лишь в пределах своей территории.
3. Территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов.
4. Субъекты федерации имеют свою конституцию (конституционный устав), систему законодательства, иногда - судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.
5. Государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.
6. Федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному.
7. В федеративных государствах бюджетная система является трехуровневой - государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель (ландов) - в ФРГ, провинций - в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
Принципы бюджетной системы
Бюджетный кодекс РФ дает следующий перечень принципов построения бюджетной системы:
- принцип единства бюджетной системы- основан на единстве правовой базы и форм бюджетной документации на всех уровнях бюджетной системы;
- принцип разграничения доходов и расходовмежду уровнями бюджетной системы. Это означает закрепление определенных видов доходов за федеральным Центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением;
- принцип самостоятельности бюджета.Это право различных уровней власти на самостоятельный бюджет и бюджетный процесс;
- принцип сбалансированности бюджета-доходы бюджета должна соответствовать расходам бюджета;
- принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетаи бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
- принцип достоверности бюджета,из которого следует надежность и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
- принцип гласностиозначает открытость для общества принятых законов о бюджетах, обязательное опубликование в средствах массовой информации
- принцип эффективности и экономности расходования средств.Означает, что при составлении и исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема денежных средств;
- принцип общего покрытия расходовпредусматривает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
- принцип адресности и целевого характера бюджета.Означает, что свободные средства, выделяемые в распоряжение конкретным получателям, могут использоваться только по целевому признаку.
Доходы бюджета
Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Экономическим содержанием доходов являются отношения государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке.
Бюджеты образуются за счет трех видов доходов:
• налоговых доходов;
• неналоговых доходов;
• безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Неналоговые доходы складываются из:
• доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
• средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия;
• доходов в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
• иных неналоговых доходов.
Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ.
Собственные доходы бюджетов законодательно закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;
- неналоговые доходы:
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем
К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем