Баланс интересов: топ-менеджмент, акционеры, служащие.
Основной задачей при построении отношений с инвесторами является максимальное сокращение несоответствия между ожиданиями инвесторов и последующими результатами деятельности корпорации. Это достигается путём налаживания между ними непрерывного потока достоверной информации. Результат – снижение степени риска в глазах инвесторов и одновременное установление максимально выгодных цен для корпорации на протяжении длительного времени. Корпорации разрабатывают коммуникационные программы, предусматривающие публикации, презентации, личные визиты и проведение телефонных совещаний чтобы общаться с акционерами, специалистами по ценным бумагам, биржевыми брокерами. Для формирования программы отношений с инвесторами необходимо создать точный и постоянный образ корпорации.
Необходимо оценить, что же корпорация предлагает акционерам и инвесторам: высокий доход по акциям, стабильность, высокую прибыль, рост, работу на определённом сегменте рынка, выход на мировой рынок.
Необходимо определить тип акционеров, инвестиционные цели которых совместимы с тем, что корпорация может им предоставить.
Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние.
Во всех принципиальных решениях корпорации должен быть достигнут баланс интересов участников корпоративных отношений, что повышает их важность и значимость. В этих целях крупные корпорации, как правило, разрабатывают и утверждают следующий примерный перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений и устанавливающих структуру в рамках корпоративной среды:
- кодекс поведения;
- рекомендации по оплате труда и вознаграждению служащих, обеспечению равных прав для служащих, невмешательство в их частную жизнь, свободу самовыражения;
- нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;
- нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, а также соблюдение этических аспектов рекламной деятельности;
- нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности корпорации;
- программы информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений.
Все это составляет весьма важную часть корпоративного права, представляющую интерес для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в России. Естественно, что западный опыт не панацея от всех наших проблем. Применительно к российским условиям необходимо учитывать особенности как экономического, так и социального развития общества, мировоззрение большинства обывателей, уровень готовности наших граждан к восприятию норм корпоративной культуры.
Без таких поправок западные рекомендации по корпоративному управлению могут показаться изысками пресыщенных бизнесменов, неприменимыми к нашей реальности.
Интересы акционеров и менеджеров не всегда совпадают. Корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют англо-американскую модель управления, решает это противоречие разными способами. Самый важный из них – это избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять фидуциарные обязательства, т. е. действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля за управлением.
В целях повышения эффективности корпоративного управления целесообразно обеспечить публичное раскрытие следующей информации:
1.струткура совета директоров (состав и проф квалификация членов совета, комитеты).
2.структура менеджмента (обязанности ,подотчётность, квалификация и опыт работы).
3.организационная структура управления корпорацией.
4.информация об используемой системе материального поощрения.
5.характер и объём операций с аффилированными лицами и связанными сторонами (материнские и дочерние компании, юридические лица под общим контролем, партнёры по бизнесу и т.п.).
22. Кодексы корпоративного управления. Значение, содержание.
В формировании общих подходов к принципам корпоративного управления активное участие принимают правительства многих стран и негосударственные (общественные, предпринимательские) организации и группы. Государственные органы занимаются усовершенствованием законодательства в целях закрепления обязанностей определенных стандартов раскрытия информации о деятельности компаний, защиты прав акционеров и обеспечения равного отношения к ним, учета интересов других заинтересованных сторон, а деятельность деловых кругов и других негосударственных структур и групп направлена на формирование правил и процедур корпоративного управления, соответствующих международным принципам и учитывающих национальные особенности. В результате такой работы в разных странах появились кодексы корпоративного управления, регулирующие практику корпоративного поведения в вопросах обеспечения прав акционеров и подотчетности руководства компаний. Кодекс корпоративного управления — это свод добровольно принимаемых стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений. К наиболее известным относятся: - кодекс Кэдбери, подготовленный в 1992 г. в Великобритании комитетом под руководством А. Кэдбери и сформированный советом по финансовой информации, Лондонской фондовой биржей и профессиональным союзом бухгалтерских служащих; - кодекс наилучшей практики немецкого корпоративного управления, подготовленный немецкой группой по корпоративному управлению в январе 2000 г.; - рекомендации комитета по корпоративному управлению во Франции под председательством М. Вьено (в редакции 1995 и 1999 гг.), подготовленные группой, созданной Национальным советом французской промышленности, Французской ассоциацией частных предприятий и Движением французских предприятий; - принципы корпоративного управления в Греции, подготовленные в 1999 г. Комитетом по финансовым рынкам; - основные принципы и направления корпоративного управления в США, подготовленные в 1998 г. Калифорнийским пенсионным фондом (системой) служащих. Это крупнейший в мире пенсионный фонд и один из самых больших мировых институциональных инвесторов; - кодекс надлежащей практики, подготовленный в 1999 г. Бразильским институтом корпоративного управления; - кодекс рекомендуемого корпоративного управления, подготовленный в 1998 г. Конфедерацией промышленности Индии; - кодекс корпоративного управления, подготовленный в 1999 г. Высшим финансовым комитетом Малайзии; - кодекс наилучшей практики и рекомендации для директоров публичных компаний, подготовленные в 1989 г. (с последующими дополнениями) Гонконгской фондовой биржей; - кодекс наилучшей практики, подготовленный в 1999 г. Комитетом по корпоративному управлению предпринимательского координационного совета Мексики; - кодекс корпоративной практики и поведения, подготовленный в 1994 г. Институтом директоров ЮАР при поддержке предпринимательской палаты ЮАР и фондовой биржи Йоханнесбурга. В кодексах корпоративного управления значительное внимание уделено вопросам прозрачности компаний и доведения корпоративной информации до стейкхолдеров — лиц, которые принимают на основе этой информации различные управленческие решения. В кодексах отмечено, что основной способ информирования стейкхолдеров — это финансовая и консолидированная отчетность. К отчетности предъявляются такие требования, как достоверность и своевременность. Для обеспечения качественных характеристик корпоративной информации предусмотрено формирование системы внешнего и внутреннего контроля, а также необходимые организационные действия, гарантирующие эффективное функционирование системы контроля. Кодексы корпоративного управления не устанавливают детальные правила формирования финансовой отчетности или аудиторской деятельности, так как эти функции определяются международными и национальными стандартам |
23. Управление в акционерном обществе по праву России и зарубежных стран.