Организации инспекционной работы. Рассмотрение и оценка деятельности банка в комплексной проверке
Дистанционный (off-site) надзор является составляющей частью текущего надзора за банками и основывается на анализе представляемой банками балансовой, пруденциальной отчетности, материалов инспекций и прочей информации, имеющей отношение к их деятельности. В составе Главного управления банковского надзора Национального банка функции дистанционного надзора закреплены за Управлением организации надзора.
Основной целью дистанционного надзора является принятие всего комплекса мер надзорного реагирования, направленных на обеспечение безопасного и ликвидного функционирования банков, защиту интересов их кредиторов, минимизацию риска банкротств банков и издержек, связанных с ними.
Основным инструментом дистанционного надзора является дистанционный анализ с использованием автоматизированной системы сбора и представления отчетности банками, основанный на мониторинге финансовых коэффициентов, выполнения нормативов безопасного функционирования и иных установленных требований, а также на сравнении банков.
Проведение надзора строится в тесном взаимодействии дистанционного надзора и инспекции, т. е. осуществление проверок банков на местах. Инспекции банков включают следующие этапы:
- планирование комплексных и тематических проверок;
- подготовка к проведению проверки;
- осуществление проверки;
- оформление результатов проверки и принятие решений по ее итогам.
Инспектированию подлежат в первую очередь банки, общее состояние которых имеет тенденцию к ухудшению. На это указывают следующие признаки:
· низкая эффективность деятельности по сравнению с другими банками;
· постоянно снижающиеся значения экономических нормативов;
· высокая доля прочих доходов по сравнению с основными доходами в форме процентов и комиссионных сборов;
· задержка в получении подтверждения показателей годовой отчетности внешним аудитором.
Комплексные проверки проводятся, когда требуется всесторонняя оценка финансового состояния банка, проводимых им операций; соответствия операций законодательству Республики Беларусь и правильности отражения в бухгалтерском учете; достоверности отчетности (включая пруденциальную); уровня принимаемых рисков, качества управления и состояния внутреннего контроля.
При проведении комплексной проверки изучению подлежат следующие аспекты банковской деятельности:
–финансовое состояние банка, в частности прибыльность (доходность) деятельности банка;
–соблюдение пруденциальных норм, в том числе в отношении достаточности нормативного капитала, ликвидности;
–состояние системы внутреннего контроля;
–соблюдение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле;
–качество управления банком;
–правильность отражения операций в бухгалтерском учете;
–достоверность отчетности, представляемой в Национальный банк;
–уровень рисков, принимаемых банком, и система управления данными рисками в банке (идентификация, оценка, мониторинг, контроль, снижение, ограничение);
–использование банком рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.
Также проводится оценка практики использования банком моделей оценки рисков, стресс-тестирования, разработки систем раннего предупреждения, планов кризисного финансирования как составной части управления рисками и капиталом.
Тематические проверки проводятся в случае необходимости оценки отдельных направлений деятельности банка, его структурных подразделений без оценки в целом финансового состояния банка.
Оценка деятельности банка в ходе проверки осуществляется на основании мотивированного суждения проверяющих с учетом совокупности положительных и отрицательных факторов влияния. По результатам проверки готовится акт проверки и заключение.
Инспекционный надзор позволяет получить наиболее полную картину о профиле риска банка на основе количественной и качественной информации, полученной в ходе проверки. Однако он имеет некоторые ограничения, поскольку требует вовлечения значительных надзорных ресурсов, часто является затратным и обременительным для банков и может осуществляться только на периодической основе. Содержащаяся в инспекционных оценках информация в течение полугода утрачивает значимость. Дистанционный же надзор с использованием аналитических систем мониторинга надежности и устойчивости банков осуществляется непрерывно, полученная в ходе него оценка всегда актуальна.
На основании мотивированного суждения проверяющих определяется показатель качества управления банком (хорошее – удовлетворительное – неудовлетворительное) с учетом финансового состояния банка (включая достаточность нормативного капитала, качество активов, уровень рисков, эффективность деятельности), а также влияния качественных факторов.