Сущность корректирующих мер, их направленность, полномочия Национального банка Республики Беларусь. Предупредительные меры и меры воздействия

В целях исправления недостатков или предотвращения негативных тенденций в деятельности банков на ранней стадии их возникновения Национальный банк наделен полномочиями по вынесению различных видов предписаний к банкам, а также к юридическим лицам, входящим в состав банковской группы, банковского холдинга. Кроме того, Национальный банк располагает надлежащим набором корректирующих и ограничивающих мер воздействия, применяемых к банкам. Выбор Национальным банком применяемой к банку меры воздействия осуществляется с учетом характера нарушения, степени его влияния на финансовое состояние банка, наличия положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка либо создает угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов (исходя из критериев, установленных нормативными правовыми актами Национального банка).

Сущность корректирующих мер заключается в поддержании или восстановлении платежеспособности и ликвидности банков.

Выбор мер воздействия производится Национальным банком (Главным управлением) исходя из положения «О порядке применения Национальным банком Республики Беларусь мер воздействия к банкам и небанковским финансовым организациям», с учетом характера допущенных банком нарушений и причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений.

Содержание предупредительной меры:

- доведение до органов управления банка информации о недостатках в его деятельности;

- изложение требований Национального банка по устранению допущенных банком нарушений в установленные сроки;

- предложение о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении, к предусмотренной законодательством ответственности;

- предложение представить Национальному банку информацию об устранении выявленных нарушений или программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая, при необходимости, обязательства, принимаемые на себя банком, его участниками.

Меры воздействия в виде экономических и других санкций предусматривают:

- приостановление действия лицензии на осуществление отдельных видов операций;

- отзыв лицензии на осуществление отдельных видов операций;

- отзыв согласия Национального банка на осуществление отдельных видов операций;

- введение особого режима корреспондентского счета;

- введение временного управления банком;

- установление более жестких экономических нормативов;

- взыскание в бесспорном порядке недовнесенных средств в фонд обязательных резервов и гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц;

- прекращение предоставления централизованных ресурсов Национального банка, в том числе посредством участия в кредитных аукционах;

- наложение и взыскание штрафов.

Порядок реструктуризации, реорганизации

И ликвидации банков

Реорганизация банка путём его разделения или выделения банка (банков) допускается при условии, если уставный фонд банков (банка), созданных в результате реорганизации, останется не ниже размера минимального уставного фонда, установленного Национальным банком.

Слияние банка может осуществляться только с банком (банками). В случае принятия банками решения о слиянии необходимо в соответствии с установленным порядком получить разрешение Национального банка на их слияние.

Банк может быть реорганизован путем присоединения только к другому банку. Присоединиться к банку может только банк либо небанковская кредитно-финансовая организация.

Реорганизация банка производится с уведомлением кредиторов реорганизуемого банка. Кредитор реорганизуемого банка вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является этот банк, и возмещения убытков.

При слиянии реорганизованные банки обязаны возвратить выданные им лицензии на осуществление банковской деятельности (их дубликаты) и копии таких лицензий в Национальный банк. При этом вновь созданный банк вправе заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности с указанием в ней перечня тех банковских операций, которые были вправе осуществлять реорганизованные банки.

При присоединении банк, реорганизованный путём присоединения к другому банку, обязан возвратить выданную ему лицензию на осуществление банковской деятельности (её дубликат) и копии такой лицензии в Национальный банк. Банк, реорганизованный путем присоединения к нему другого банка, вправе заявить в Национальный банк ходатайство о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной ему лицензии на осуществление банковской деятельности, для указания в нем тех банковских операций, которые был вправе осуществлять присоединенный банк.

При выделении банк, создаваемый путем выделения из другого банка, обязан заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче ему лицензии на осуществление банковской деятельности.

При разделении реорганизованный банк обязан возвратить выданную ему лицензию на осуществление банковской деятельности (ее дубликат) и копии такой лицензии в Национальный банк, а создаваемые в результате разделения банки должны заявить ходатайства о выдаче им лицензий на осуществление банковской деятельности.

При реорганизации банка его права и обязанности переходят ко вновь созданному банку (банкам) и иным юридическим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством.

Прекращение деятельности банка осуществляется путём его ликвидации в соответствии с законодательством Республики Беларусь и с учётом требований, установленных Банковским кодексом.

Банк может быть ликвидирован по решению его участников (собственника имущества банка) либо органа банка, уполномоченного уставом, хозяйственного суда или Национального банка в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Решение о ликвидации банка может быть принято его участниками (собственником имущества банка) либо органом банка, уполномоченным уставом, только после полного погашения банком всех имеющихся обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами банка.

Ликвидация банка по инициативе его участников (собственника имущества банка) либо органа банка, уполномоченного уставом, производится с письменного согласия Национального банка. Порядок получения согласия устанавливается Национальным банком.

В случае отказа в даче согласия на ликвидацию банка Национальный банк обязан аргументировать свое решение и представить соответственно участникам (собственнику имущества) банка либо органу банка, уполномоченному уставом, план действий по устранению причин, вызвавших принятие решения о ликвидации банка.

Участники (собственник имущества) банка либо орган банка, уполномоченный уставом, принявшие решение о ликвидации банка, в десятидневный срок после получения согласия Национального банка создают ликвидационную комиссию (назначают ликвидатора), назначают ее председателя, а также определяют в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок и сроки ликвидации банка.

Национальный банк в пятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности имущества банка для погашения требований кредиторов, задолженности по платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды подает в хозяйственный суд заявление о банкротстве банка. Процедура банкротства банка осуществляется хозяйственным судом в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Ликвидация банка с иностранными инвестициями осуществляется по решению его участников (собственника имущества банка) или органа банка, уполномоченного уставом, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, либо в судебном порядке.

Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сообщение об исключении банка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит опубликованию Национальным банком в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, и в официальном издании Национального банка в тридцатидневный срок со дня внесения соответствующей записи в этот регистр.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Тема 1. Денежно-кредитная политика: сущность и роль, формы де­нежно-кредитного регулирования.

Тема 2. Теоретические основы трансмиссионного денежного механизма.

Тема 3. Цели, принципы и инструменты монетарной политики.

Тема 4. Экономические модели таргетирования.

Тема 5. Процентная политика Национального банка Республики Беларусь.

Тема 6. Политика минимальных резервных требований.

Тема 7. Операции на открытом рынке.

Тема 8. Валютная политика в системе монетарного регулирования.

Тема 9. Цели и система банковского пруденциального надзора.

Тема 10. Макропруденциальный и персональный банковский надзор.

Тема 11. Порядок осуществления регистрационного и лицензионного права в Республике Беларусь.

Тема 12. Текущий банковский надзор и полномочия Национального банка Республики Беларусь в области корректирующих мер.

Тема 1. Денежно-кредитная политика:

Сущность и роль, формы

Наши рекомендации