Система банковского надзора, ее элементы. Субъекты и объекты, функции и методы банковского надзора
Банковский надзор наряду с монетарным регулированием является одной из основных форм государственного регулирования банковской деятельности и направлен на сокращение банковских рисков и обеспечение устойчивого функционирования банковской системы. Поэтому главная цель банковского надзора заключается в обеспечении безопасного и надежного функционирования банков и защиты на этой основе интересов их кредиторов и вкладчиков. Для ее достижения осуществляется последовательное поэтапное выполнение соответствующих промежуточных целей, направленных, с одной стороны, на обеспечение доходности и прибыльности банков, с другой стороны, на эффективное распределение банковских ресурсов, способствующее устойчивому функционированию национальной экономики и ее отдельных секторов. В свою очередь, положительные финансовые результаты позволяют обеспечить устойчивость, платежеспособность и прибыльность банковского сектора, создать необходимые резервы для компенсации потерь по неликвидным активам. При этом банковский надзор ориентирует банки на взвешенный сбалансированный подход при распределении ресурсов с учетом доходности и риска, а своевременное выявление возникающих проблем и отклонений позволяет принимать адекватные упреждающие меры. Конкретизация и реализация отдельных промежуточных и операционных (тактических) целей банковского надзора осуществляется в рамках системы банковского надзора, его макропруденциального и персонального блоков.
Система банковского надзора,в рамках которой осуществляется управление банковскими рисками и обеспечивается устойчивое функционирование банковской системы, представляет собой совокупность следующих основных элементов: принципов, субъектов, объектов, задач, функций, методов и инструментов.
Принципы – это минимальные требования, предъявляемые к надзорному режиму. В рекомендательной основе они разработаны Базельским комитетом банковского надзора и в последней редакции вышли как «Ключевые (основные) принципы эффективного банковского надзора».
Субъектами банковского надзора являются юридические лица, уполномоченные государством вести надзор за банками. Для этого (согласно национальному законодательству) за соответствующими уполномоченными структурами (центральным банком, другими государственными ведомствами или специально созданными органами) закрепляются или диверсифицируются права в области лицензирования, регистрации и текущего надзора. В частности, в Великобритании создан единый орган надзора в целом за финансовым рынком, в то время как монетарное регулирование осуществляется центральным банком. В США функции банковского надзора распределены между Федеральной резервной системой, Контролером денежного обращения, Федеральной корпорацией страхования депозитов, Министерством юстиции и банковскими советами (комиссиями) штатов.
В Республике Беларусь лицензирование, регистрация и банковский надзор закреплены за Национальным банком и регламентированы Банковским кодексом и Уставом Национального банка. Более того, в соответствии с последними решениями Национальный банк наделен функциями макрорегулятора в целом за финансовым рынком.
Учитывая компактность территории, в Беларуси используется централизованная система банковского надзора, когда его основные функции и методы закреплены за центральным аппаратом Национального банка.
Объектом банковского надзора являются рисковые банковские операции, ведущие к возникновению неликвидных активов и нарушению стабильности функционирования национальной банковской системы. В свою очередь, упреждающее выявление реальных и потенциальных рисков позволяет принять своевременные компенсационные меры и минимизировать потери, обеспечить сохранение ликвидности и платежеспособности банка.
В качестве главной стратегической задачи банковского надзора в Республике Беларусь определено недопущение системного банковского кризиса. Среди других задач следует отметить:
- проведение необходимой фильтрации или контроля при создании новых банковских структур и профессионального соответствия их руководителей;
- установление пруденциальных требований и стандартов, направленных на ограничение рисков банковской деятельности;
- проведение текущего банковского надзора за банками на основе анализа пруденциальной отчетности и проведения инспекционных проверок на местах;
- своевременное использование мер воздействия по поддержанию или восстановлению ликвидности и платежеспособности банков;
- ликвидация обанкротившихся банков с минимизацией потерь для банковской системы и кредиторов.
В соответствии с вышеперечисленными задачами можно выделить шесть функций банковского надзора:
1) превентивная или ведущая функция, которая предназначена предупреждать разрастание риска банковской деятельности;
2) защитная, призванная гарантировать соблюдение интересов вкладчиков в случае краха отдельного банка;
3) обеспечительная – функция, направленная на санационное ресурсное обеспечение центральным банком конкретного банка в случае его кризисного состояния;
4) стратегическая – функция, осуществляющая пересмотр инструментов пруденциального регулирования в зависимости от желаемой интенсивности конкуренции в банковской системе и изменение границ соответствующего государственного вмешательства;
5) адаптивная – целенаправленное реагирование на монетарные факторы и оперативная реализация новых инструментов приспособления к изменившимся макроэкономическим условиям деятельности;
6) предупреждающая – уведомление органов денежно-кредитного регулирования о возможных негативных последствиях для стабильности банковской системы проводимой монетарной политики.
Инструменты банковского надзора группируются в следующие методы.
Первый метод – это «входной надзор»,заключающийся в установлении критериев выхода банка на финансовый рынок и надзор за их соблюдением при реализации регистрационного и лицензионного права.
Второй методсостоит в разработке директивных пруденциальных правил и требований по адекватности капитала, управлению кредитным, процентным, валютным и другими рисками, системам внутреннего контроля, транспарентности банковской деятельности.
Соответствие деятельности банка данным стандартам, критериям безопасности и надежности проверяется на основании отчетов банков (документальный надзор или третий метод) и инспекциями на местах (четвертый метод – контактный надзор). По результатам документального и дистанционного надзора принимаются корректирующие меры.