Правовые основы банковского контроля и надзора

Проблемы обеспечения законности и правопорядка в банковской системе имеют как никогда актуальное значение. Совершенствование института банковского надзора зависит от целого ряда обстоятельств. В настоящее время необходимо совершенствование правовых основ банковского надзора, оптимальное определение средств банковского надзора. Одной из главных проблем в механизме осуществления банковского надзора является определение данной дефиниции. Категория«надзор» как правовая категория исследовалась в научной литературе. Проблеме надзора посвящено достаточно много научных работ. Преимущественно в научной литературе исследовался институт прокурорского надзора, а также надзор, осуществляемый в сфере внутренних дел. Кроме того, контрольно-надзорная деятельность исследовалась в теоретическом аспекте.
М.И. Еропкин, исследовав проблемы управления в сфере внутренних дел, отмечал, что «административный надзор — это систематическое наблюдение органов милиции за точным исполнением должностными лицами и гражданами законов и иных нормативных актов в целях обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения нарушений, выявления нарушителей и принятия к ним мер общественного или административного воздействия“.
Ф.С. Розаренов административный надзор определял как систематическое наблюдение органов управления за точным и неуклонным выполнением общеобязательных правил в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления и привлечения нарушителей к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия». Р.И. Денисов в самом общем виде говорит о том, что сущность административного надзора характеризуется его целевой направленностью, которая заключается в удержании поднадзорных объектов в заданном правовом режиме.
В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности и в банковской системе. М.В. Максимов, исследовав проблемы контроля и надзора в банковской деятельности, отмечает, что в отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности между надзорными органами и поднадзорными лицами. Надзор предусматривает право надзорного органа оценивать деятельность поднадзорного лишь с точки зрения законности, а не целесообразности. При этом вмешательство надзорного органа в оперативную, хозяйственную и иную самостоятельную деятельность поднадзорного лица не допускается.
В.Н. Елизаров определяет банковский надзор через контроль. В частности, В.Н. Елизаров пишет о том, что банковский надзор представляет собой общий государственный надзор в определенной области хозяйства — банковском секторе. Банковский надзор — это контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика.
Л.Т. Казакбиева отмечает, что банковский надзор существует в целях защиты публичных интересов в сфере денежно-кредитных отношений. В этой связи банковский надзор несет в себе экономический и государственно-правовой аспект.
Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
К компетенции Комитета банковского надзора относятся вопросы, связанные с осуществлением:
— регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;
— отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля.
Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции:
— проводит обсуждения, в том числе по поручению Совета директоров Банка России, Председателя Банка России, по предложению структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета, иных структурных подразделений Банка России и его территориальных учреждений;
— подготавливает по поручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальному банковскому совету Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию;
— готовит предложения Совету директоров Банка России и Председателю Банка России;
— принимает решения по вопросам: государственной регистрации кредитных организаций при их создании; выдачи генеральных лицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права; вынесения заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов; формирования собственных средств (капитала) кредитных организаций с использованием инвесторами ненадлежащих активов; назначения временной администрации по управлению кредитной организацией; аннулирования и отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, а также государственной регистрации кредитных организаций в связи с их ликвидацией; выдачи кредитным организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций; применения к кредитным организациям мер воздействия за допущенные нарушения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» и др.
Банковский надзор — прерогатива Банка России. Всякий центральный эмиссионный банк по существу своему представляет огромную экономическую силу, призванную в то же время выполнять ряд первостепенной важности функций в общей экономике страны, писал в начале XX в. Л.Н. Яснопольский. Банковский надзор является одной из функций Банка России. Функция банковского надзора объективно необходима. На данное обстоятельство было обращено внимание в работе А.С. Ахманова «Надзор за кредитными учреждениями». В современной юридической литературе по банковскому праву уделяется недостаточно внимания рассмотрению вопросов банковского надзора. Между тем банковской надзор является в определенном смысле гарантией защиты прав вкладчиков в механизме функционирования банковской системы. В связи с этим О.Н. Антипова задачи пруденциального регулирования и надзора видит в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить на ранней стадии возникновение проблем в банке, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство кредитной организации.
Кроме этого, банковский надзор должен осуществляться в целях предупреждения и пресечения правонарушений в финансовой деятельности кредитной организации, а также привлечения правонарушителей к соответствующему виду юридической ответственности.
В соответствии с Законом Банк России является органом банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор осуществляется через Комитет банковского надзора. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Правовая основа банковского надзора. Банковский надзор осуществляется на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г.«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Как следует из данного Закона, Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций (ст. 56).
Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 10 августа 2004 г. утверждено Положение «Окомитете банковского надзора Банка России».
Формы банковского надзора. Основной формой банковского надзора является проверка. Целью проводимых Банком России проверок кредитных организаций, как это следует из Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), уполномоченными представителями Центрального банка РФ», является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, оценка соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации(ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.
Методы банковского надзора. Банк России имеет право в установленном порядке применять к кредитным учреждениям меры принуждения: ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на осуществление банковских операций; отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций и др. В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России.
За нарушение законодательства о банках и банковской деятельности предусмотрена административная ответственность (ст. 15.26 КоАП РФ). Протокол о нарушении банковского законодательства составляют должностные лица Банка России (п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а дела о данных нарушениях рассматривает суд (ст. 23.1 КоАП РФ).
Аудит банковской деятельности. Правовую основу аудита банковской деятельности составляют Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» и др. Закон «О банках и банковской деятельности» определяет механизм отчетности кредитной организации(ст. 42).
Кредитная организация подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и др. Кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включаябухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.
Аудит Банка России. Аудит проводится и в отношении Банка России. Аудит Банка России может быть внутренним и внешним. Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение о внешней аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России, а также определяет аудиторскую организацию.



  • Правовые основы организации надзора и контроля законодательно определены следующими законами.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому Закону Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Содержание надзора со стороны Банка России — постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства.

Помимо банковского надзора федеральное законодательство предусматривает и другие виды государственной надзорно - контрольной деятельности в банковском секторе. Объектами данной деятельности являются не только кредитные организации, но и Банк России. Так,например, финансовая отчетность Банка России подлежит внешнему аудиту по решению Национального банковского совета, за Банком России ведется прокурорский надзор и т.д.

Широко используются в банковской сфере налоговый, таможенный, финансовый, валютный контроль. Применяются также негосударственные формы контроля, например, внешний и внутренний аудит, внутренний контроль в кредитных организациях. Кроме того, в процессе банковской деятельности Банк России и кредитные организации применяют гражданско-правовой контроль.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Проверки могут осуществляться уполномоченными советом директоров представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». В этом Законе указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае выявленных нарушений кредитной организации.

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора:

применять к кредитной организации меры;

    • требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений;
    • взыскивать штраф в размере до 0,1% размера минимального уставного капитала;
    • ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операций создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

взыскать с кредитной организации штраф до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

потребовать от кредитной организации:

    • осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов,
    • замены руководителей кредитной организаций,
    • реорганизации кредитной организации;

изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до года, а также на открытие филиалов на срок до года;

назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Наши рекомендации