Функции налогооблажения в экономической системе общества.
Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
Налоговые платежи осуществляют основные участники общественного производства:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Экономическое содержание налогов выражается в планомерных отношениях между хозяйствующими субъектами и гражданами с одной стороны и государством с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
Функции налогов показывают, как реализуется общественное назначение налогов, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Обычно выделяют следующие функции налогов:
Фискальная функция (от слова «фискус» – государственная) проявляется в формировании финансовых ресурсов государства. С развитием рыночных отношений значение этой функции возрастает. В странах с рыночной экономикой 80-90% доходов бюджета формируется за счет налогов.
Регулирующая функция проявляется в использовании налогов в целях организации социальной и хозяйственной жизни в стране. Регулирующая функция может быть стимулирующей и дестимулирующей.
Реализация стимулирующей подфункции осуществляется путем предоставления различных льгот по налогам в целях поддержки и стимулирования тех или иных видов деятельности, субъектов налогообложения. Так льготы могут предоставляться организациям, занятым производством сельскохозяйственной продукции, малым предприятиям, инвалидам, пенсионерам и др.
Дестимулирующая функция проявляется посредством применения повышенных налоговых ставок. Например, более жесткие условия налогообложения применяются в игорном бизнесе, повышенные таможенные пошлины для некоторых товаров и т.п.
Распределительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налоги происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.
Контрольная функция налогов проявляется в том, что государство через налоги контролирует финансово-хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники доходов и расходов. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.
Поощрительная функция. Через налоги государство признает особые заслуги отдельных граждан перед отечеством и предоставляет им льготы по налогам. Например, льготы участникам войн, героям страны и др
Понятие налога и сбора. Их классификация. Налоговая система РФ
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Классификация налогов.
Прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются в процентах от определенных экономических показателей (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц). Косвенные налоги включаются производителем в цену товара (налог на добавленную стоимость, акцизы).
2. Классификация по субъектам налогообложения:
- налоги, взимаемые только с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество организаций).
- налоги, взимаемые только с физических лиц (налог на имущество физических лиц, НДФЛ)
- налоги, взимаемые и с юр. лиц и с физ. лиц (транспортный налог).
3. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платёж: Налоговая система 3-х уровневая:
- федеральные налоги
- региональные налоги
- местные налоги
Федеральные налоги(ст.13 НК РФ) – устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относят:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Региональнымипризнаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательные органы государственной власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, установленных НК РФ): налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, формы отчетности по региональным налогам.
Иные элементы налогообложения по региональным налогам определяются НК РФ. Законодательными органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ).
К региональным налогам относятся (ст.14 НК РФ):
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местными налогамипризнаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Налоговая система РФ
Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существующих условий налогообложения.
Налоговую систему государства формируют следующие элементы:
- система налоговых органов
- система и принципы налогового законодательства
- порядок распределения налогов по бюджетам
- формы и методы налогового контроля
- принципы налоговой политики
К основным экономическим показателям налоговой системы относят:
- показатель налогового бремени
- соотношение налоговых доходов от внешней и внутренней торговли
- соотношение прямого и косвенного налогообложения
- структура прямых налогов
С 01.01.2006 г. в соответствии с Федеральным законом №95-ФЗ на территории РФ вводится «новая» налоговая система, а закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 29.12.1991г. №2118-1 отменяется.
Основополагающим документом законодательства РФ о налогах и сборах является Налоговый Кодекс РФ, который состоит из двух частей. Часть первая НК принята и введена в действие с 1 января 1999г. вторая часть НК начало вводится с 1 января 2001 года и по сегодняшний день работа над ней не закончена.
По каждому налогу в Кодексе называются плательщики, объект налогообложения, состав налоговой базы, ставки и льготы по налогу, порядок и сроки уплаты налога. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним Федеральных законов о налогах и сборах.
Законодательство субъектов РФ о налогов и сборах состоит из законов субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах принимаются представительными органами местного самоуправления.
Правовую базу налоговых отношений дополняют и другие нормативные акты. Так, органы исполнительной власти всех уровней, предусмотренных законодательством, в случаях издают нормативно – правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменить и дополнить законодательство о налогах и сборах.
Министерство РФ по налогам и сборам издает обязательные для налоговых органов приказы, инструкции и методические указания в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах.
Налоговым кодексом установлено 14 налогов и сборов