Место внебюджетных фондов в структуре финансовой системы

Государственные внебюджетные фонды являются звеном государственных финансов финансовой системы.

Рассмотрим подробнее содержание финансовых отношений и направления финансовых потоков, которые связаны с государственными внебюджетными фондами.

Более 90% доходов государственных внебюджетных фондов формируется за счет единого социального налога, поступлений из бюджетов. Страховые взносы поступают от хозяйствующих субъектов, самозанятого населения и территориальных бюджетов (за неработающее население) согласно федеральному законодательству.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации являются работодатели: организации, физические лица и индивидуальные предприниматели, которые вносят 20% (производители сельскохозяйственной продукции, родовые, семейные общины народов Севера и крестьянские (фермерские) хозяйства ¾ 15,8%) от начисленной в пользу работников по всем основаниям оплаты труда; индивидуальные предприниматели, тариф для которых установлен в размере 7,3% от суммы их дохода, уменьшенного на расходы, связанные с его извлечением, либо от стоимости патента; адвокаты, перечисляющие 5,3% от начисленных в их пользу выплат. Те же категории лиц являются плательщиками в фонды обязательного медицинского страхования, тариф установлен в размере 3,1% (1,1% ¾ поступает в Федеральный ФОМС; 2,0% ¾ в территориальные ФОМС). Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации установлен для работодателей юридических и физических лиц в размере 2,9% от начисленной в пользу работников оплаты труда. Установлена регрессивная шкала налогообложения.

Расходы по уплате страховых платежей относятся на себестоимость продукции (услуг). В результате в социальные внебюджетные фонды поступает около 8% ВВП страны. Кроме того, средства в фонды могут поступать в результате удовлетворения регрессных требований, а также в форме добровольных взносов. Финансовый поток из внебюджетных фондов в направлении субъектов хозяйствования, перечисляющих основную сумму взносов (см. рис.12.3, блок 1), ограничен возвращаемыми организациям и индивидуальным предпринимателям по их требованию переплаченными ими по авансам взносами.

В качестве следующей группы финансовых отношений можно назвать взаимодействие с органами государственной власти. Правительство РФ на постоянной основе перечисляет из федерального бюджета средства в доходы всех социальных фондов, например, в Пенсионный фонд Российской Федерации ¾ на выплату базовой части трудовых пенсий и государственное пенсионное обеспечение, в Фонд социального страхования Российской Федерации ¾ на выплату пособий пострадавшим от радиационных воздействий, в фонды обязательного медицинского страхования ¾ на реализацию федеральных программ.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации средства поступают в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения.

В обратном направлении финансовые ресурсы не поступают: «Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат» (Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 143). Однако фонды могут кредитовать Правительство РФ, приобретая государственные ценные бумаги или заключая кредитные соглашения.

Доходы внебюджетных фондов перераспределяются в пользу домашних хозяйств в форме пенсий, пособий, оплаты медицинских услуг и финансирования лечения и отдыха граждан. Их объем можно приблизительно оценить в 8,4% ВВП.

Особые финансовые отношения складываются у внебюджетных фондов с банками. Во-первых, это отношения с Банком России, на счетах которого фонды хранят свои денежные средства. Таким образом, с одной стороны, Банк России пополняет свои ресурсы за счет остатков на текущих счетах фондов, с другой стороны, фонды могут использовать разветвленную структуру Банка России для бесперебойных и бесплатных расчетов. Во-вторых, это отношения с коммерческими банками. Фонды в соответствии с нормами, регулирующими их деятельность, могут размещать временно свободные ресурсы на депозитных счетах в банках, а также заключать с ними кредитные договоры, восполняя временную нехватку денежных средств и не допуская приостановку выплат застрахованным.

Специфические финансовые отношения складываются у территориальных фондов обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями в тех регионах России, где в данном процессе задействованы три звена: фонд, страховая компания, лечебно-профилактическое учреждение. Аккумулированные страховые взносы фонд направляет страховщикам в размере, определяемом количеством застрахованных у них граждан и величиной тарифа на базовую медицинскую услугу. Страховщики направляют полученные средства на формирование резервов и оплату счетов лечебно-профилактических учреждений. Взносы страхователей являются источником финансирования выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве в форме пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат, оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных, в том числе санаторно-курортного лечения, а также профессионального переобучения.

С января 2000 г. сформировался еще один финансовый поток между работодателями и Фондом социального страхования Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» хозяйствующие субъекты обязаны перечислять в Фонд страховые взносы, дифференцированные по группам отраслей (подотраслей) экономики с учетом класса профессионального риска. Тарифооблагаемой базой является начисленный по всем основаниям доход застрахованных.

Государственные внебюджетные фонды как общественные институты и как часть финансовой системы появились в Российской Федерации относительно недавно и находятся в состоянии развития. Поэтому деятельность фондов сопряжена с целым рядом проблем и не обходится без недостатков. Тем не менее на основании мирового, а теперь и российского опыта можно утверждать, что данная форма мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов перспективна.

Наши рекомендации