Государственный кредит как элемент финансовой системы

Государственный кредит в современных условиях — это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой — физические и юридические лица.

В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды — в качестве кредиторов. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. Это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых физических и юридических лиц. В рамках отношений государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов

может быть также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственные кредиты могут быть предоставлены как Министерством финансов РФ непосредственно, так и через коммерческие банки.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга; государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы.

Функции государственного кредита:

1. Образование денежных фондов — привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах почти исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

2. Использование денежных фондов — функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.

3. Контроль — функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

Государственный кредит играет важную роль :

· в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения.

· в повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии ≪кассового разрыва≫ между моментами их поступления и использования, как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов

· в ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время привеченные через государственные кредиты средства не приносят дополнительного дохода и увеличивают ≪цену≫ бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта. Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику.



Наши рекомендации