Государственный бюджет, как главный элемент финансовой системы государства

Главный элемент финансовой системы государства — государственный бюджет. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.[2] Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны или муниципальным собранием.

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения.

Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.[3]

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

1. Образование и использование денежных накоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные фонды)

2. организация налогов

3. финансирование отраслей народного хозяйства

4. формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.[4]

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1. перераспределение национального дохода

2. государственное регулирование и стимулирование экономики

3. финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства

4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Основой для составления бюджета является:

· бюджетное послание Президента РФ;

· прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);

· основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

· прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

· план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля за исполнением бюджета существует специальный орган - Счетная палата, которая участвует также в предварительном контроле при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

§ отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

§ отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

§ отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

§ отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

§ сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

§ годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

§ реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

§ отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение полутора месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке. В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

· перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

· распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

· возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

· учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования:

- составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета),

- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей,

- утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям,

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей,

- принятие денежных обязательств бюджетополучателями,

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Министерство РФ по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).

Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х годов не был исполнен полностью.

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налогов (в том числе акцизных сборов и таможенных пошлин), а также за счет неналоговых поступлений (доходов от государственной собственности, государственной торговли) и взносов в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхования от безработицы.[5] Расходная часть государственного бюджета предполагает затраты на: социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели), хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации, субсидии, расходы на осуществление государственных программ). Расходы государства направлены также на вооружение, материальное обеспечение внешней политики (включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам), на содержание правительственных органов. В расходную часть бюджета также входят платежи по государственному долгу. Основная цель использования государственного бюджета в рыночной экономике состоит в создании наилучших условий функционирования рыночной системы. Таким образом, выбор для страны финансовой политики, способной оптимальным образом распределить имеющиеся финансовые ресурсы для решения стоящих перед обществом задач, существенно влияет на экономический рост.

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет.

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой.[6]

Одновременно с этим доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Доходы бюджетов – это часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты разных уровней.[7]

Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В доходах бюджетом могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.

Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов особенно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством.[8]

Регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.[9]

Таблица 1

Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2000 – 2004 года.

Показатели 2000[10] 2001[11] 2002[12] 2003[13] 2004[14]
Доходы, млн. руб. 1103217,0 1193482,9 2125718,2 2417791,8 2742850,4
Расходы, млн. руб. 1014196,3 1193482,9 1947386,3 2345641,4 2659447,0
ВВП, млрд. руб. 13050,0

Таблица 2

Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2005 – 2007 года.

Показатели 2005[15] 2006[16] 2007[17]
Доходы, млн. руб. 4979 756,6 5046137,5 6 965 317,2
Расходы, млн. руб. 3 539 450,6 4270114,7183 5 463 479,9
ВВП, млрд. руб. 24 380 31 220

Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 процента (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года):[18]

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383 112 818,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей;

3) объем нефтегазового трансферта в сумме 2 135 000 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 3 500 000 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;

6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро;

7) прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 74 149 704,0 тыс. рублей.

Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ от 24 июля 2007 года принято утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):[19]

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 351 908 015,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 348 321 434,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404 500 000,0 тыс. рублей;

3) объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме 2 103 570 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 2 016 000 000,0 тыс. рублей;

4) нормативную величину Резервного фонда на 2009 год в сумме 3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 4 480 000 000,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;

6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;

7) прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.

На основе этих данных составим таблицу.

Таблица 3

Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2008 – 2010 года.

Показатели
Доходы, тыс. руб. 6 644 447 448,0 7 465 446 753,0 8089 965 207,0
Расходы, млн. руб. 6 570 297 744,0 7 451 153 801,8 8089 965 207,0
ВВП, млрд. руб. 35 000,0 39 690,0 44 800,0

[1] Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне. - с. 32

[2] Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – с. 157

[3] Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б. - с.98

[4] Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б. - с.99

[5] Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. – с. 157

[6] Финансы. Денежное обращение. Кредит // Под ред. Поляка Г.Б.- С.100

[7] Финансы. Денежное обращение. Кредит// Под ред. Поляка Г.Б. – с. 99

[8] Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с. 394

[9] Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит – с.395

[10] ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» № 227-ФЗ от 31.12.1999 года - ст.1

[11]ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» № 150-ФЗ от 27.12.2000 года – ст.1

[12]ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30.12.2001 года – ст.1

[13] ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» N 176-ФЗот 24.12.2002 года – ст.1

[14] ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» 10.12.2003 года – ст.1

[15] ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года– ст.1

[16] ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 № 189-ФЗ – ст.1

[17] ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ – ст.1

[18] ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1

[19] ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» № 198-ФЗ 24 июля 2007 года - ст. 1

Наши рекомендации