Тема 7. Подходы к оценке стоимости банка
Сравнительный подход базируется на утверждении, что рыночная стоимость компаний, находящихся в одной стране и относящихся к одной отрасли, а также имеющих сходные производственные и финансовые характеристики, будет различаться незначительно. Данный подход предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции которых обращаются на фондовом рынке, или информации о сделках купли-продажи бизнеса целиком.
В рамках сравнительного подхода используются следующие методы оценки предприятия:
1)метод рынка капитала, или метод компании-аналога, — основан на ценах на акции сходных компаний на отечественном и зарубежном фондовом рынке;
2)метод сделок — основан на ценах приобретения контрольных пакетов акций в сходных компаниях;
3)метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, — основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками.
Данный метод пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения и стабильной ситуации в экономике страны.
Под компаниями-аналогами понимаются компании, которые представляют собой базу для сопоставления с оцениваемой компанией. В идеале компании-аналоги действуют в той же отрасли, что и оцениваемые компании. Однако если по предприятиям данной отрасли отсутствует достаточная информация о сделках, может оказаться необходимым изучение компаний других отраслей. В последнем случае надо, чтобы компании были сопоставимы по размерам, финансовым характеристикам, зависимостям от экономических циклов. Информация об аналогах может браться как с отечественного, так и с зарубежного фондового рынка, но в случае использования зарубежных аналогов в расчетах должна быть учтена поправка на различный уровень страхового риска.
Наиболее сложным этапом при использовании сравнительного подхода является этап сбора информации о компаниях-аналогах. Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использовании двух типов информации: рыночная (ценовая) информация и финансовая информация.
Рыночная информация представляет собой данные о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных акциям оцениваемой компании. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка.
Финансовая информация обычно представлена, бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести соответствующие корректировки, обеспечивающие необходимую сопоставимость. Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в три этапа.
На первом этапе определяются все подходящие компании. Это должно быть максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемым.
На втором этапе составляется список "кандидатов". Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх официальной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях. Если аналог отвечает всем критериям, то данная информация может использоваться на последующих этапах оценки.
На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, позволяющий аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включение предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной информации.
На практике невозможно проанализировать все факторы, по которым осуществляется окончательный отбор, однако критерий отраслевого сходства является обязательным. Важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении окончательного списка аналогов, является размер. Сравнительные оценки размера компании включают такие параметры, как объем собранной премии, размер страховых резервов, объем прибыли, страховой портфель и т.д.
Сравнительный подход оценки предприятия использует все традиционные приемы и методы финансового анализа. Оценщик рассчитывает одинаковые коэффициенты, анализирует балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополнительную информацию. Финансовый анализ является важнейшим приемом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемой.
Из-за закрытости информации и отсутствия рыночных котировок акций страховых компаний наиболее подходящим методом в рамках сравнительного подхода является метод сделок, основанный на ценах купли-продажи пакетов акций. Данная информация появляется в открытой печати, хотя не всегда из первоисточников, что не исключает определенный процент неточности и ошибок.
Суть метода сделок при определении стоимости предприятия заключается в следующем:
• выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано;
• выбирается подходящий мультипликатор, показывающий отношение цены акции предприятия-аналога и оцениваемой страховой организации;
• рассчитывается соотношение между ценой продажи и выбранным финансовым показателем по предприятию-аналогу;
• величина мультипликатора умножается на тот же базовый финансовый показатель оцениваемого предприятия для получения его стоимости;
• определяется окончательная стоимость предприятия путем присвоения каждому мультипликатору в соответствии с его значимостью удельного веса.
В теории существует достаточно много мультипликаторов, применяемых в сравнительном подходе. Учитывая специфику страховой деятельности, следует выбирать финансовые показатели, которые наиболее адекватно и справедливо отражают стоимость оцениваемой страховой компании с учетом ее финансового положения, особенностей функционирования.
Для компаний-аналогов рассчитываются различные мультипликаторы:
• интервальные мультипликаторы
Р/Е = цена компании/чистая прибыль;
P/CF = цена компании/чистая прибыль + амортизация;
Р/ЕВТ = цена компании/прибыль до налогообложения;
Р/ЕВIT = цена компании/прибыль до вычета процентов по кредиту и налогов;
P/PTCF = цена компании/денежный поток до налогообложения;
P/TR = цена компании/выручка от реализации;
• моментные мультипликаторы
Р/Ab = цена компании/балансовая стоимость активов;
Р/Ас = цена компании/чистая стоимость активов.
Мультипликаторы "цена компании/прибыль" являются наиболее распространенными, так как информация о прибыли компаний, как правило, наиболее доступна. В качестве финансовой базы используется любой показатель прибыли, который может быть рассчитан. Поэтому кроме показателя чистой прибыли используются показатели прибыли до налогообложения, прибыли до уплаты налогов и процентов за кредиты. Следует использовать идентичные виды прибыли, избранные в качестве финансовой базы, у предприятия-аналога и оцениваемой компании.
С учетом специфики страховой деятельности мультипликатор "цена/выручка от реализации" модифицируется в мультипликатор "цена компании/совокупные премии по всем видам страхования". Данный мультипликатор наиболее подходит для оценки предприятий сферы услуг. Это универсальный показатель, позволяющий не проводить корректировки, которые в обязательном порядке должны быть при расчете мультипликаторов "цена/прибыль", то есть данный показатель не зависит от методов бухгалтерского учета. В этом случае следует учитывать структуру собранных взносов. Если в компании-аналоге значительную долю собранных премий составляют взносы по страхованию жизни, а оцениваемая компания занимается преимущественно страхованием имущества или другими видами, отличными от страхования жизни, следует тщательно проанализировать ситуациюпрежде чем использовать данный показатель.
В качестве финансовой базы можно использовать размер страховых резервов. Соответственно, рассчитывается мультипликатор "цена/страховые резервы". Величина страховых резервов является одной из лучших характеристик страховой деятельности. Этот показатель отражает не только размер созданных резервов для обеспечения выплат страхового возмещения по выданным полисам, то есть уровень риска, но и косвенно показывает объемы осуществляемых страховых операций. Здесь следует провести корректировку на долю перестраховщиков в страховых резервах, то есть использовать чистую величину резервов.
В процессе оценки рассчитывается большое число мультипликаторов. Это определяет достаточно широкий диапазон полученных результатов стоимости оцениваемой компании. Далее отсекаются крайние величины и рассчитывается окончательная стоимость с помощью взвешивания результатов, полученных при использовании различных мультипликаторов. На данном этапе особое внимание уделяется значению каждого мультипликатора в итоговом результате. Следует учитывать конкретные условия, цели, объекты оценки, степень схожести компании-аналога. На основе взвешивания получается итоговая величина стоимости. Далее проводятся такие же корректировки, как и в доходном подходе, на непроизводственные активы, избыток/недостаток оборотного капитала. В зависимости от используемого метода и объекта оценки применяются поправки на контроль и ликвидность.
Результаты, полученные методами сравнительного подхода, имеют хорошую объективную основу, степень которой зависит от уровня информации по компаниям-аналогам. К сожалению, в настоящее время в России большинстве данных по фирмам являются закрытыми, информация подчас оказывается недостоверной. Это отражается на качестве итогового результата определения стоимости компании, рассчитанного сравнительным подходом.
Примечание: Тарифная ставка по которой заключается договор страхования носит название брутто-ставки. В свою очередь брутто-ставка состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Собственно нетто-ставка выражает цену страхового риска, а нагрузка покрывает расходы страховщика по организации и проведению страхового дела.
Перестрахование – страхование одним страховщиком риска исполнения всех или части обязательств перед страхователем у другого страховщика.
Сострахование – страхование риска страхователем одновременно у двоих или более страховщиков. Договор страхования содержит права и обязанности каждого страховщика.