Тема 7. Подходы к оценке стоимости банка

Сравнительный подход базируется на утверждении, что рыночная стоимость компаний, находящихся в одной стране и относящихся к одной отрасли, а так­же имеющих сходные производственные и финансо­вые характеристики, будет различаться незначитель­но. Данный подход предусматривает использование информации по открытым компаниям, акции кото­рых обращаются на фондовом рынке, или информа­ции о сделках купли-продажи бизнеса целиком.

В рамках сравнительного подхода используют­ся следующие методы оценки предприятия:

1)метод рынка капитала, или метод компа­нии-аналога, — основан на ценах на акции сходных компаний на отечественном и зарубежном фондо­вом рынке;

2)метод сделок — основан на ценах приобре­тения контрольных пакетов акций в сходных компа­ниях;

3)метод отраслевых коэффициентов, или ме­тод отраслевых соотношений, — основан на ис­пользовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметра­ми. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на ос­нове длительных статистических наблюдений спе­циальными исследовательскими институтами за це­ной продажи предприятия и его важнейшими про­изводственно-финансовыми характеристиками.

Данный метод пока не получил достаточного рас­пространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения и стабильной си­туации в экономике страны.

Под компаниями-аналогами понимаются компа­нии, которые представляют собой базу для сопос­тавления с оцениваемой компанией. В идеале ком­пании-аналоги действуют в той же отрасли, что и оцениваемые компании. Однако если по предприя­тиям данной отрасли отсутствует достаточная информация о сделках, может оказаться необходимым изучение компаний других отраслей. В последнем случае надо, чтобы компании были сопоставимы по размерам, финансовым характеристикам, зависи­мостям от экономических циклов. Информация об аналогах может браться как с отечественного, так и с зарубежного фондового рынка, но в случае ис­пользования зарубежных аналогов в расчетах должна быть учтена поправка на различный уро­вень страхового риска.

Наиболее сложным этапом при использовании сравнительного подхода является этап сбора ин­формации о компаниях-аналогах. Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использова­нии двух типов информации: рыночная (ценовая) информация и финансовая информация.

Рыночная информация представляет собой данные о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных акциям оцениваемой компании. Каче­ство и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка.

Финансовая информация обычно представлена, бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими оп­ределить сходство компаний и провести соответст­вующие корректировки, обеспечивающие необхо­димую сопоставимость. Процесс отбора сопостави­мых компаний осуществляется в три этапа.

На первом этапе определяются все подходящие компании. Это должно быть максимально возмож­ное число предприятий, сходных с оцениваемым.

На втором этапе составляется список "кандида­тов". Поскольку аналитику требуется дополнитель­ная информация сверх официальной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприя­тиях. Если аналог отвечает всем критериям, то данная информация может использоваться на по­следующих этапах оценки.

На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, позволяющий аналитику опреде­лить стоимость оцениваемой фирмы. Включение предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной информации.

На практике невозможно проанализировать все факторы, по которым осуществляется окончатель­ный отбор, однако критерий отраслевого сходства является обязательным. Важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении оконча­тельного списка аналогов, является размер. Срав­нительные оценки размера компании включают та­кие параметры, как объем собранной премии, раз­мер страховых резервов, объем прибыли, страховой портфель и т.д.

Сравнительный подход оценки предприятия ис­пользует все традиционные приемы и методы фи­нансового анализа. Оценщик рассчитывает одина­ковые коэффициенты, анализирует балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополнительную информа­цию. Финансовый анализ является важнейшим при­емом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемой.

Из-за закрытости информации и отсутствия ры­ночных котировок акций страховых компаний наи­более подходящим методом в рамках сравнитель­ного подхода является метод сделок, основанный на ценах купли-продажи пакетов акций. Данная ин­формация появляется в открытой печати, хотя не всегда из первоисточников, что не исключает опре­деленный процент неточности и ошибок.

Суть метода сделок при определении стоимости предприятия заключается в следующем:

• выбирается предприятие, аналогичное оцени­ваемому, которое было недавно продано;

• выбирается подходящий мультипликатор, по­казывающий отношение цены акции предприятия-аналога и оцениваемой страховой организации;

• рассчитывается соотношение между ценой продажи и выбранным финансовым показателем по предприятию-аналогу;

• величина мультипликатора умножается на тот же базовый финансовый показатель оцениваемого предприятия для получения его стоимости;

• определяется окончательная стоимость пред­приятия путем присвоения каждому мультипликато­ру в соответствии с его значимостью удельного веса.

В теории существует достаточно много мульти­пликаторов, применяемых в сравнительном подхо­де. Учитывая специфику страховой деятельности, следует выбирать финансовые показатели, которые наиболее адекватно и справедливо отражают стои­мость оцениваемой страховой компании с учетом ее финансового положения, особенностей функци­онирования.

Для компаний-аналогов рассчитываются раз­личные мультипликаторы:

• интервальные мультипликаторы

Р/Е = цена компании/чистая прибыль;

P/CF = цена компании/чистая прибыль + амор­тизация;

Р/ЕВТ = цена компании/прибыль до налогооб­ложения;

Р/ЕВIT = цена компании/прибыль до вычета процентов по кредиту и налогов;

P/PTCF = цена компании/денежный поток до на­логообложения;

P/TR = цена компании/выручка от реализации;

• моментные мультипликаторы

Р/Ab = цена компании/балансовая стоимость активов;

Р/Ас = цена компании/чистая стоимость активов.

Мультипликаторы "цена компании/прибыль" являются наиболее распространенными, так как ин­формация о прибыли компаний, как правило, наи­более доступна. В качестве финансовой базы ис­пользуется любой показатель прибыли, который может быть рассчитан. Поэтому кроме показателя чистой прибыли используются показатели прибыли до налогообложения, прибыли до уплаты налогов и процентов за кредиты. Следует использовать иден­тичные виды прибыли, избранные в качестве фи­нансовой базы, у предприятия-аналога и оценивае­мой компании.

С учетом специфики страховой деятельности мультипликатор "цена/выручка от реализации" мо­дифицируется в мультипликатор "цена компа­нии/совокупные премии по всем видам страхова­ния". Данный мультипликатор наиболее подходит для оценки предприятий сферы услуг. Это универ­сальный показатель, позволяющий не проводить корректировки, которые в обязательном порядке должны быть при расчете мультипликаторов "це­на/прибыль", то есть данный показатель не зависит от методов бухгалтерского учета. В этом случае следует учитывать структуру собранных взносов. Если в компании-аналоге значительную долю со­бранных премий составляют взносы по страхова­нию жизни, а оцениваемая компания занимается преимущественно страхованием имущества или другими видами, отличными от страхования жизни, следует тщательно проанализировать ситуациюпрежде чем использовать данный показатель.

В качестве финансовой базы можно использо­вать размер страховых резервов. Соответственно, рассчитывается мультипликатор "цена/страховые резервы". Величина страховых резервов является одной из лучших характеристик страховой деятель­ности. Этот показатель отражает не только размер созданных резервов для обеспечения выплат стра­хового возмещения по выданным полисам, то есть уровень риска, но и косвенно показывает объемы осуществляемых страховых операций. Здесь следу­ет провести корректировку на долю перестрахов­щиков в страховых резервах, то есть использовать чистую величину резервов.

В процессе оценки рассчитывается большое число мультипликаторов. Это определяет достаточ­но широкий диапазон полученных результатов сто­имости оцениваемой компании. Далее отсекаются крайние величины и рассчитывается окончательная стоимость с помощью взвешивания результатов, по­лученных при использовании различных мульти­пликаторов. На данном этапе особое внимание уде­ляется значению каждого мультипликатора в итого­вом результате. Следует учитывать конкретные ус­ловия, цели, объекты оценки, степень схожести компании-аналога. На основе взвешивания получа­ется итоговая величина стоимости. Далее прово­дятся такие же корректировки, как и в доходном подходе, на непроизводственные активы, избы­ток/недостаток оборотного капитала. В зависимос­ти от используемого метода и объекта оценки при­меняются поправки на контроль и ликвидность.

Результаты, полученные методами сравнитель­ного подхода, имеют хорошую объективную основу, степень которой зависит от уровня информации по компаниям-аналогам. К сожалению, в настоящее время в России большинстве данных по фирмам яв­ляются закрытыми, информация подчас оказывает­ся недостоверной. Это отражается на качестве ито­гового результата определения стоимости компа­нии, рассчитанного сравнительным подходом.

Примечание: Тарифная ставка по которой заключается договор страхования носит название брутто-ставки. В свою очередь брутто-ставка состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Собственно нетто-ставка выражает цену страхового риска, а нагрузка покрывает расходы страховщика по организации и проведению страхового дела.

Перестрахование – страхование одним страховщиком риска исполнения всех или части обязательств перед страхователем у другого страховщика.

Сострахование – страхование риска страхователем одновременно у двоих или более страховщиков. Договор страхования содержит права и обязанности каждого страховщика.

Наши рекомендации