Основная корреспонденция счетов по учёту амортизации основных средств
Содержание операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | |
Начислена амортизация основных средств | ||
Списана начисленная амортизация в результате выбытия основных средств | 01/ Выбытие основных средств |
Переоценка имущества по решению Правительства является одним из видов оценки, но в отличие от оценки, проводимой на любую необходимую дату (при продаже, отчуждении имущества, внесении в уставной фонд и т.д.) она предназначена для приведения первоначальной стоимости имущества всех организаций республики к уровню цен одного временного периода.
Порядок проведения переоценки основных средств следующий:
- В организации приказом руководителя должна быть создана комиссия по проведению переоценки, в состав которой следует включить специалистов бухгалтерской, экономической, инженерно-технической служб. Её состав может соответствовать составу комиссии по проведению амортизационной политики в организации.
- Первичным документом по проведению переоценки основных средств является ведомость переоценки основных средств по состоянию на 1 января следующего за отчётным года. Ведомость составляется на основании инвентаризационных описей, инвентарных карточек учёта основных средств, технических паспортов и другой технической документации, а записи в ней производятся отдельно по каждому объекту.
- При переоценке основных средств по каждому объекту определяется восстановительная стоимость, переоценённая сумма накопленной амортизации и остаточная стоимость. Восстановительная стоимость основных средств, установленная при переоценке, считается первоначальной стоимостью после её отражения в бухгалтерском учёте.
- При переоценке возможны два варианта изменения амортизируемой стоимости объектов основных средств:
-изменяется ранее установленная амортизируемая стоимость;
-амортизируемая стоимость устанавливается заново по остаточной стоимости объекта после переоценки;
- Для определения восстановительной стоимости страховая организация может самостоятельно выбрать один из следующих методов переоценки:
- метод прямой оценки (пересчёта) стоимости отдельных объектов в цены, сложившиеся на 1 января следующего года на новые объекты, аналогичные оцениваемым. Метод прямой оценки можно применять ко всем объектам основных средств, для которых удастся найти подтверждающие документы и материалы, где будет указана цена на новый объект, аналогичный оцениваемому (без учёта НДС);
- индексный метод, в соответствии с которым, первоначальная стоимость основных средств, числящихся в бухгалтерском учёте на дату предыдущей переоценки, умножается на коэффициент изменения стоимости основных средств по состоянию на 1 января следующего года, дифференцированный по группам основных средств и периодам принятия их к бухгалтерскому учёту;
- метод пересчёта валютной стоимости, в соответствии с которым первоначальная стоимость в иностранной валюте основных средств, изготовленных зарубежными производителями, приобретённых за иностранную валюту пересчитывается по курсу Национального банка по состоянию на 31 декабря текущего года.
- Результатом любой оценки (в том числе и переоценки) являются дооценка или уценка. Дооценка – это рост стоимости имущества после проведения переоценки. Уценка – это снижение стоимости имущества после проведения переоценки. Одновременно с первоначальной стоимостью, суммой накопленной амортизации и остаточной стоимостью переоценке подлежит и амортизируемая стоимость объектов.
- После окончания работ по переоценке составляется акт по её результатам, который подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации.
После отражения результатов проведённой переоценки в бухгалтерском балансе по состоянию на 1 января следующего за отчётным года, страховые организации осуществляют формирование себестоимости, расчёты по налогам и другие расчёты, основанием для которых является стоимость основных средств, с учётом проведённой переоценки.
Тема №16
Учет материальных ценностей
В хозяйственной деятельности страховых организаций используются материальные ценности, которые в зависимости от роли в процессе страхования могут подразделяться на следующие группы: топливо, запасные части и прочие материалы.
Топливо предназначается для потребления в процессе эксплуатации транспортных средств, выработки электроэнергии и отопления зданий.
Запасные части служат для ремонта и замены износившихся частей машин, оборудования и транспортных средств.
Прочие материалы в страховых организациях занимают значительный удельный вес. Среди них печатная продукция, канцелярские товары, бланки строгой отчетности, материальные ценности, полученные от выбытия (ликвидации, списания) основных средств (металлолом, утильсырье, изношенные шины и др.).
Кроме того, в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учёта к материалам относятся предметы, учитываемые в составе средств в обороте, в частности:
- предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;
- предметы стоимостью на дату приобретения не более 30 кратного размера базовой величины за единицу (исходя из стоимости, предусмотренной в договоре, без НДС) независимо от срока их полезного использования.
Приобретаемые за плату предметы, учитываемые в составе средств в обороте оцениваются в учёте по фактически произведенным расходам на их покупку. В состав таких расходов включаются: стоимость самого приобретаемого предмета, таможенные пошлины, затраты на доставку, в том числе осуществляемую другими организациями.
В бухгалтерском балансе страховой организации предметы, находящиеся на складе, показываются по фактической стоимости их приобретения. Документальное оформление поступления и учёт предметов, учитываемых в составе средств в обороте на складе ведутся аналогично учёту материалов. Одинаково организуется учёт их приобретения и расчётов с поставщиками..
Для учёта предметов, учитываемых в составе средств в обороте предназначен счёт 10 «Материалы», субсчёт 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Стоимость этих предметов при фактическом расходе полностью списывается на себестоимость страховых услуг (счёт 26 «Общехозяйственные расходы»).
Материалы оцениваются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости их приобретения. Допускается в текущем учете при оценке материалов пользоваться фиксированными ценами, которые называются учетными. В качестве учетных цен могут использоваться договорные (контрактные) цены или средние покупные цены. Основными задачами учета материалов являются:
- обеспечение правильного документального оформления приемки и отпуска (списания на себестоимость страховых услуг) материалов;
- обеспечение контроля за сохранностью материалов в местах хранения;
- обеспечение контроля за правильностью хранения, проведения инвентаризации, выявлением излишних и неиспользуемых материалов.
Документальное оформление операций по движению материалов производится с использованием типовых форм первичной учетной документации: доверенностей, товарно-транспортных накладных, актов о приемке материалов, накладных на отпуск материалов на сторону, карточек учета материалов, актов об оприходовании материалов, полученных при разборке и демонтаже основных средств и др.
Для обобщения информации и наличии и движении, принадлежащих страховой организации материалов, топлива, запасных частей и других материальных ценностей предназначен активный синтетический счет 10 «Материалы». По дебету этого счета отражается приход материалов, а по кредиту – расход материалов. К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета по классификационным группам, материалов принятым к учету в страховой организации.
Таблица 8