Формы проведения производственной практики
Производственная практика может быть реализована в следующих формах:
- стажировка в финансовом (экономическом) отделе организации (предприятия);
- стажировка в финансово-кредитном учреждении
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ФГОС ВПО «третьего поколения» для квалификации «Бакалавр» по направлению подготовки «Экономика» предусматривает выделение на учебную и производственную практики 12 кредитов, что соответствует четырем неделям в процессе обучения на 2, 3 курсах ( по 6 кредитов).
Базой практики студента-бакалавра по направлению подготовки 080100 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» могут быть выбраны организации (различных форм собственности), осуществляющие свою деятельность в областях, связанных с избранным направлением/профилем обучения студентов:
- управления финансами на уровне субъекта Российской Федерации (органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, исполнительные дирекции государственных внебюджетных фондов);
- государственные и муниципальные учреждения;
- органы государственного и муниципального финансового контроля и надзора, подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля);
- страховые организации, кредитные учреждения и финансовые рынки.
Оформление студента на практику осуществляется на основании следующих документов: приказ о направлении на практику, договор с предприятием о подготовке бакалавра, договор о прохождении практики или письма с предприятия, подтверждающего согласие руководства принять студента на практику и обеспечить условия для прохождения практики.
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях для студентов в возрасте от 16 до 18 лет составляет не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ); в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость производственной практики за весь период обучения студентов по направлению 080100.62 Экономика составляет 12 зачетных единиц (432 часа), по 6 зачетных единиц (216 часа) на втором и третьем курсах.
Таблица 1 – Задание на производственную практику для студентов 2 курса
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу | Трудоемкость (час). | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | 1.1 Инструктаж по технике безопасности (организуется деканатом) 1.2 Инструктаж по программе практики (организуется кафедрой) 1.3 Получение индивидуального задания на практику от дипломного руководителя по теме индивидуального исследования | Подпись студента в журнале инструктажа Подпись студента в журнале получения программы практики Представление индивидуального задания в деканат для получения командировочного удостоверения | ||
Работа или стажировка в организации | 2.1 Выполнение должностных обязанностей 2.2 Участие в совещаниях, анализ практики делового общения, включая телефонные разговоры, деловую переписку и др. 2.3 Отработка навыков составления деловой документации | Отражение в календарном плане производственной практики | ||
Сбор информации и подготовка отчета о производственной практике | 3.1 Сбор и анализ информации для общего раздела отчета о практике 3.2 Сбор и анализ информации по теме индивидуального исследования 3.3. Копирование отчетных документов | Общий раздел отчета о производственной практике (см. структуру отчета) Индивидуальный раздел отчета о производственной практике (см. структуру отчета) Копии годовых отчетов организации за пять последних лет | ||
Заключительный этап | Защита отчета о практике | Оценка | ||
итого |
6.1. Примерный план содержания практики на предприятиях различных отраслей и форм собственности
Примерный план содержания практики на предприятиях различных отраслей и форм собственности представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Содержание практики на предприятиях различных отраслей и
форм собственности
№ п/п | Содержание практики | Кол-во дней |
Знакомство с предприятием, изучение Устава, вида деятельности, форм собственности и др. | ||
Изучение объема и ассортимента производимой продукции (работ, услуг), издержек обращения, снабжения предприятия; использования трудовых ресурсов, организации труда и его оплаты, уровня механизации, использования площадей, оборудования и т.д. | ||
Изучение финансовых отношений на предприятии, кругооборота денежных и финансовых ресурсов. (Изучение опыта управления выручкой от реализации и рентабельностью продаж) | ||
Оценка управления активами и пассивами предприятия и эффективности использования имущества и капитала | ||
Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и кредитоспособности предприятия | ||
Изучение практики финансового планирования на предприятии | ||
Изучение действующей системы налогообложения | ||
Оценка инвестиционной деятельности | ||
Оценка степени финансового риска на предприятии | ||
Выполнение индивидуального задания | ||
Составление отчета о прохождении практики | ||
Итого |
6.2. Особенности прохождения практики в финансово-кредитных организациях (банках)
6.2.1. Изучение характерных особенностей организации и деятельности банка
При прохождении преддипломной практики в банках студенты должны познакомиться с формой собственности, организационной структурой банка, учетной политикой, видами оказываемых услуг, ресурсами, кредитным потенциалом банка, организацией кредитного процесса и др.
Примерный план содержания практики в банковских учреждениях представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Содержание практики в финансово-кредитных организациях (банках)
No п/п | Содержание практики | Кол-во дней |
Знакомство с особенностями, организации и работы банка (форма собственности, наличие лицензии, организационная структура, учетная политика, виды оказываемых услуг) | ||
Изучение ресурсов банка и кредитного потенциала | ||
Знакомство с организацией кредитного процесса в коммерческом банке | ||
Изучение работы различных отделов банка: - операционного; - отдела работы с клиентурой; - кредитных операций; - валютных операций; - ценных бумаг | ||
Изучение наличия и возможностей прочих операций банка (лизинговых, факторинговых, трастовых, андеррайтинговых и форфейтинговых) | ||
Определение ликвидности и платежеспособности | ||
Исследование рисков в банковской практике | ||
Банковский менеджмент. Банковский маркетинг | ||
Выполнение индивидуального задания | ||
Составление отчета о прохождении практики | ||
ИТОГО: |
6.2.2. Изучение работы отделов банка
1). Операционный отдел
Порядок открытия: и ведения счетов клиентов, организация аналитического и синтетического учета, формирование юридического дела клиента. Лицевые счета клиентов, бухгалтерская ведомость остатков по счетам. Оборотно-сальдовые ведомости, баланс банка, финансовая отчетность банка. Межбанковские расчеты в рублях и в иностранной валюте.
2). Отдел работы с клиентурой (депозитных операций)
Порядок открытия депозитных счетов юридических и физических лиц, начисление процентов по счетам, оформление договоров, анализ процентных ставок по срокам привлечения вкладов. Финансовая отчетность банка.
3). Отдел кредитных операций
Организация кредитного процесса в банке, анализ кредитоспособности заемщика, подготовка документации для кредитного комитета (по видам кредитов), счета по кредитным операциям, ссудный счет, учет залога, учет обеспечения, учет поручительств, формирование и учет резервов по ссудам, кредитный мониторинг, начисление процентов по ссудам. Отчетность по кредитам банка. Финансовая отчетность банка.
4). Отдел валютных операций
Порядок открытия и ведения валютных счетов резидентов и нерезидентов.
Оформление банковских переводов. Организация работы обменного пункта. Курсы покупки-продажи валюты. Курс ЦБ РФ. Валютный контроль (импорт, экспорт), паспорт сделки, досье клиента, обязательная продажа экспортной выручки, порядок покупки валюты по заявкам клиентов, ознакомление с программами валютного контроля по импорту и экспорту. Внешнеторговые контракты клиентов (обязательные требования к их составлению). Рублевые счета нерезидентов: порядок открытия и обслуживания. Отчетность по валютным операциям. Отчет о лимите открытой валютной, позиции. Отчет о движении наличной иностранной валюты.
5). Отдел ценных бумаг
Организация депозитарного учета ценных бумаг и векселей. Посреднические операции банка с ценными бумагами и векселями (оформление договоров) на покупку-продажу ценных бумаг. Оформление реестров на прием-передачу ценных бумаг. Учет ценных бумаг на балансовых и забалансовых счетах. Инвестиционные операции банка с ценными бумагами (договора, реестры, учет). Выпуск банком собственных векселей (условия выпуска, обращения; учет). Отчетность по ценным бумагам.
6). Отдел денежного обращения (активных операций)
Организация работы с юридическими лицами – клиентами банка по вопросам денежного обращения:
- расчет лимита остатка кассы предприятия (юридического лица);
- организация проверок по соблюдению предприятиями правил ведения
- кассовых операций;
- кассовые заявки коммерческого банка в РКЦ Отчетность банка по денежному обращению.
6.2.3. Изучение наличия и возможностей прочих операции банка
Организация и техника лизинговых банковских операций. Организация процесса факторинговых операций. Виды трастовых операций. Траст-счета.
Банковская комиссия за траст-услуги. Участие банков в эмиссионном размещении ценных бумаг. Виды форфейтинговых операции коммерческого банка.
6.2.4. Определение ликвидности, и платежеспособности коммерческого банка
Определение коэффициентов ликвидности и платежеспособности коммерческого бака. Управление риском дефицита ликвидности. Регулирование показателей ликвидности со стороны ЦБ РФ.
6.2.5. Исследование рисков в банковской практике
Виды банковских рисков. Процесс организации риск-менеджмента.
Управление рисками: кредитным несбалансированности ликвидности, процентным и валютным. Риск банковского банкротства.
6.2.6. Банковский менеджмент. Банковский маркетинг
Планирование, реагирование и контроль при реализации стратегии банка. Управление активами и пассивами, ликвидностью и доходностью. Управление персоналом банка Этапы маркетинговой деятельности. Выбор и реализация
стратегии на рынке банковских услуг.
6.3. Особенности прохождения практики в страховой компании
6.3.1. Изучение характерных особенностей организации и деятельности
исследуемой страховой компании
При прохождении производственной (преддипломной) практики в страховой компании студенты должны познакомиться с организационно-правовой формой хозяйствующего субъекта, видами оказываемых услуг, объектами страховой деятельности, изучить объем страхового поля, страховой портфель, формы и системы оплаты труда, структуру управления и др.
6.3.2. Изучение динамики страховых платежей и выплат страхового возмещения, формирования страховых, резервных и запасных фондов
Исследовать динамику страховых платежей и страховых выплат,
формирование страхового и резервных фондов, составить соответствующие таблицы, построить на их основе графики, диаграммы. Определить частоту наступления страховых случаев, рассчитать убыточность страховой суммы, проанализировать действующие тарифные ставки, уточнить их обоснованность.
При исследовании финансовых основ страховой деятельности необходимо для анализа и оценки рассчитать: коэффициенты финансовой устойчивости страховой компании. Изучить использование и возможности перестрахования как метода укрепления финансовой устойчивости страховых операций. Ознакомиться с инвестиционной деятельностью страховой компании, ее эффективностью и результатами. Оценить размер прибыли страховой компании, ее динамику, источники и назначение.
Примерный план содержания практики в страховой компании представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Примерный план содержания практики в страховой компании
№ п/п | Содержание практики | Кол-во дней |
Изучение характерных особенностей организации и деятельности исследуемой страховой компании (форма собственности, наличие лицензии, организационная структура, виды страховых услуг, страховой портфель, организация оплаты труда, управления) | ||
Анализ страховых платежей и страховых выплат в динамике за ряд лет | ||
Изучение процесса формирования страховых, резервных и запасных фондов. | ||
Определение финансовой устойчивости страховой компании. Изучение величины нетто-ставок, брутто-ставок, нагрузок к нетто-ставкам, методики их расчета и применения в различных видах страхования | ||
Изучение процесса организации и проведения различных видов страхования: - личного; - имущественного; - ответственности; - предпринимательских рисков | ||
Знакомство с системой налогообложения доходов от страховой деятельности | ||
Планирование и прогнозирование страховых операций. Возможности перестрахования | ||
Оценка эффективности финансово-предупредительных мероприятий | ||
Учет и отчетность страховой компании | ||
Выполнение индивидуального задания | ||
Составление отчета о прохождении практики | ||
Итого |
6.3.3. Знакомство с методикой проведения различных видов страхования
При ознакомлении с методикой проведения личного страхования, особое внимание нужно обратить на построение тарифов (по смешанному страхованию жизни, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, по обычному и свадебному страхованию детей, на случай смерти и дожития и др.), Ознакомиться с понятием коммутационных чисел и методикой расчета непоставок через коммутационные числа. В качестве примера выполнить самостоятельно актуарные расчеты, изучив предварительно таблицы смертности и средней продолжительности жизни как основы для построения тарифных ставок. Выделить обязательное и добровольное личное страхование, определить место и роль социального страхования.
Особое значение имеет изучение обязательного медицинского страхования, источниками которого являются средства, отчисляемые хозяйствующими субъектами и аккумулируемые в территориальных фондах ОМС, с перераспределением в страховые медицинские компании, в размерах, равных количеству полисодержателей на данной территории, умноженной на подушевой норматив (разный для работающих, пенсионеров, учащихся и др.). Страховые компании, в свою очередь, оплачивают из этих средств услуги лечебных учреждений, оказываемые населению по полисам. Здесь следует уделить внимание изучению механизма страховой экспертизы по проверке качества оказываемых услуг и достоверности предъявленных к оплате сумм.
Изучение вопросов, связанных с имущественным страхованием, должно быть направлено на:
- способы оценки имущества;
- определение страховой суммы (через страховое обеспечение);
- расчет страховых, платежей, (через излечение методики расчета нетто- и брутто- ставок);
- определение факта и размера ущерба при наступлении страхового случая,
- составление страхового акта;
- правила заключения договора страхования, выдачи страхового свидетельства
(полиса);
- организацию предупредительных мероприятий.
Страхование ответственности предполагает изучение его сущности и назначения, непосредственной целью которого является страховая защита экономических интересов потенциальных причинителей вреда. По данному виду страхования следует изучить опыт:
- страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- страхования ответственности на случай причинения вреда в процессе хозяйственной и профессиональной деятельности;
- страхования кредитных рисков;
- экологического страхования.
Изучая страхование предпринимательских рисков, нужно учесть, что оно должно быть направлено на защиту, как его конечных результатов, так и различных факторов обеспечивающих достижение намечаемых целей. Следовательно, посредством страхования должна создаваться гарантия против неожиданностей, подстерегающих каждого хозяйственника в условиях рыночной экономики.
Целесообразно познакомиться с имеющимися договорами по данному виду страхования, методикой расчета страховых платежей формирования страхового портфеля, размерами страхового возмещения. Данный вид страхования включает страхование коммерческих рисков, объектом которых выступает коммерческая деятельность страхователя, предусматривающая инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства, работ или услуг и получение от этих вложений через определенный срок дохода. Следует подробнее познакомиться с объектами страховой защиты и страховыми рисками:
- страхование от убытков вследствие перерывов в производстве (вызванного остановкой производства вследствие воздействия различных факторов: неподачи электроэнергии, топлива, воды, аварий на линиях и т.д.). Размер ущерба здесь во многом зависит от срока перерыва в производстве;
- страхование рисков новой техники и технологии (это страхование самой техники, установок, линий на случай их вывода из строя, нарушения работы, гибели), а также страхование от непредвиденных неблагоприятных последствий, вызванных внедрением технологических новинок или их разрушениями, остановками, поэтому здесь имеют место косвенные убытки в виде дополнительных расходов и неполученной прибыли;
- страхование биржевых и валютных рисков.
- страхование кредитных рисков.
- страхование рисков неплатежа.
- страхование инвестиционной деятельности и др.
6.3.4. Налогообложение, планирование, учет и отчетность
Ознакомиться с видами уплачиваемых налогов и сборов, их ставками, объектами налогообложения, льготным режимом в исследуемой страховой компании. Изучить основы перспективного и годового планирования деятельности страховой компании, в том числе методику планирования поступления страховых платежей, порядок составления финансового плана. Дать оценку использования средств на проведение предупредительных мероприятий.
Ознакомиться с постановкой, формами и видами учета, порядком составления бухгалтерской и статистической отчетности.
Оформление материалов практики
Примерная структура отчета о производственной практике на втором курсе
Общий раздел отчета
1. История развития организации
2. Правовое обеспечение деятельности организации
3. Построение схемы общей структуры банка и анализ организационно-управленческой структуры головного офиса и (при наличии) филиалов (функции, права, обязанности).
4. Анализ информационных потоков банка по схеме: входящая информация, внутренняя информация, исходящая информация.
5. Анализ внешней и внутренней среды банка (влияние внешних и внутренних факторов на операционную работу банка)
6. Анализ работы конкретного отдела банка, (службы) обеспечивающего процесс управления его активами/пассивами (структура отдела, документооборот, взаимосвязь с другими отделами и подразделениями банка).
ИндИВИДУАЛЬНЫЙ раздел отчета (в соответствие с индивидуальным заданием)
ПРИЛОЖЕНИЯ (включают отчетные документы, структуры, графики, таблицы, схемы, диаграммы и др.), необходимые для раскрытия избранной темы курсовой работы.
Таблица 2 – Задание на производственную практику для студентов третьего курса
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу | Трудоемкость (час). | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | 1.1 Инструктаж по технике безопасности (организуется деканатом) 1.2 Инструктаж по программе практики (организуется кафедрой) 1.3 Получение индивидуального задания на практику от дипломного руководителя по теме индивидуального исследования | Подпись студента в журнале инструктажа Подпись студента в журнале получения программы практики Представление индивидуального задания в деканат для получения командировочного удостоверения | ||
Работа или стажировка в организации | 2.1 Выполнение должностных обязанностей 2.2 Участие в разработке годовых, перспективных и других видов планов 2.3 Участие в подготовке квартальных, годовых отчетов 2.4 Выполнение расчетов по калькулированию | Отражение в календарном плане производственной практики | ||
Сбор информации и подготовка отчета о производственной практике | 3.1 Сбор и анализ информации для общего раздела отчета о практике 3.2 Сбор и анализ информации по теме индивидуального исследования 3.3. Копирование отчетных документов | Общий раздел отчета о производственной практике (см. структуру отчета) Индивидуальный раздел отчета о производственной практике (см. структуру отчета) Копия годового отчета организации за последний год | ||
Заключительный этап | Защита отчета о практике | Оценка |
Примерная структура отчета о производственной практике на третьем курсе
Общий раздел отчета
1. Общая характеристика организации (учреждения) и анализ его
организационно-управленческую структуру (функции, права, обязанности),
подчиненность вышестоящему учреждению и ведомству.
2. Анализ информационных потоков учреждения по схеме: входящая
информация, внутренняя информация, исходящая информация
2.1. Учёт кредитов банка и прочих заёмных средств
2.2. Учёт капитала, резервов и целевого финансирования
2.3. Учёт вложений во внеоборотные активы
2.4. Учёт финансовых вложений
2.5. Учёт финансовых результатов и использования прибыли
3. Финансовая отчётность. Анализ финансовой отчётности
4. Анализ работы конкретного отдела (службы) учреждения, обеспечивающего процесс управления финансовыми ресурсами учреждения (структура отдела, документооборот, взаимосвязь с другими отделами и подразделениями учреждения).
5. Влияние учетной политики учреждения на результаты его деятельности.
6. Особенности финансирования учреждения из бюджетных и (при наличии) внебюджетных источников
7. Разработка мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности организации
Индивидуальный раздел отчета
ПРИЛОЖЕНИЯ включают отчетные документы, структуры, графики, таблицы, схемы, диаграммы и др.), необходимые для раскрытия избранной темы выпускной квалификационной работы.