Формы проведения производственной практики

Производственная практика.

Место и время проведения производственной практики

Производственная практика магистрантов по направлению подготовки 050400 (44.04.02) Психолого-педагогическое образование проводится на базе высших и средних учебных заведений, заключивших договоры об организации и проведении практики студентов Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского в соответствии с учебным планом (2 курс, 3 семестр).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.

В результате прохождения данной практики бакалавр должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

- владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

- способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной спецификой (ОК-6);

- способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

профессиональные компетенции (ПК):

- способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

- уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК – 3);

- готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).

В результате прохождения практики магистрант должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- феноменологию и закономерности развития студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе и закономерности психической регуляции поведения;

- способы определения индивидуальных траекторий развития студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе, в учебно-воспитательном процессе;

- способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе;

- методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе, с окружающей социальной и образовательной средой.

Уметь:

- разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях студентам ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе, с учетом этнокультурной спецификой;

- выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных;

- применять активные методы в обучении студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе.

Владеть:

- практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;

- средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

- методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

- принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;

- современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся на первом курсе;

- современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.

Структура и содержание производственной практики

Общая трудоемкость производственной практики магистрантов по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование составляет 12 зачетных единиц 432 часов.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды научно-исследовательской работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Кол-во часов 288 ч СРС 144 ч   Формы текущего контроля
Подготовительный этап Инструктаж по технике безопасности.    
Взаимодействие с базами практик.      
Участие в работе установочной конференции (изучение программы практики, методической литературы и дидактического материала и др.). Оформление электронного портфолио.
Тестирование на определение готовности магистрантов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе ВУЗа. Проверка теста
  Основной этап Педагогический блок Заполнение дневника практики Проверка дневника
Составление кластера «Психолого-педагогическое обеспечение социализации студентов». Проверка кластера
Составление плана работы магистранта на 8 недель, утверждение индивидуального плана работы со специалистами учреждения, факультетским руководителем.   Проверка плана работы магистранта
Знакомство с учреждением и его работой: -составление конспекта данных о базе практики; -составление конспекта беседы с администрацией; -составление конспекта направлений работы данного учреждения по работе с первокурсниками, -составление схемы структурной организации образовательного учреждения; -изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения, выступившего в качестве базы практики; -изучение состава специалистов, их функциональные обязанности.   Проверка конспекта данных о базе практики, конспекта беседы с администрацией; конспект направлений работы данного учреждения по работе с первокурсниками, схемы структурной организации образовательного учреждения; списка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения, выступившего в качестве базы практики; изучение конспекта состава специалистов, их функциональных обязанностей.
Изучение нормативной документации по работе с первокурсниками   Конспект и анализ нормативной документации по работе с первокурсниками
Изучение учебно-воспитательной работы учреждения с первокурсниками   Проверка анализа учебно-воспитательной работы учреждения с первокурсниками
Знакомство с деятельностью социально-психологической службой образовательного учреждения, со студенческим контингентом и их проблемами: -проведение беседы со специалистами социально-психологической службы образовательного учреждения - изучение направления работы специалистов социально-психологической службы, план работы, нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность социально-психологической службы и ее специалистов в данном учреждении, - изучение методов и технологий, используемых ими в работе со студентами, родителями студентов, педагогическим коллективом и администрацией.   Проверка конспекта беседы со специалистами социально-психологической службы образовательного учреждения; конспекта направлений работы специалистов социально-психологической службы, планов работы, нормативно-правовой документации, регламентирующую деятельность социально-психологической службы и ее специалистов в данном учреждении; конспект методов и технологий, используемых ими в работе со студентами, родителями студентов, педагогическим коллективом и администрацией.
Экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий используемых образовательным учреждением с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии и отражением обеспеченности условий для успешной адаптации студентов Проверка экспертного заключения
Анализ учебно-воспитательной работы образовательного учреждения и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса в рамках обеспечения успешной адаптации студентов-первокурсников   Проверка анализа учебно-воспитательной работы образовательного учреждения и рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса в рамках обеспечения успешной адаптации студентов-первокурсников
Знакомство с методикой работы куратора 1 курса, знакомство с закрепленной группой 1 курса: - изучение функциональных обязанностей куратора с отражением обеспечения социализации студентов; - изучение необходимой документации используемой куратором в работе с группой; -изучение литературы, используемой куратором в работе с группой студентов   Проверка списка функциональных обязанностей куратора с отражением обеспечения социализации студентов; списка необходимой документации используемой куратором в работе с группой; списка литературы, используемой куратором в работе с группой студентов
Создание проекта воспитательной системы группы 1 курса (с отражением 3-х тем кураторских часов, в соответствии с любым из следующих направлений: профилактическое, коррекционно-развивающее, диагностическое) Проверка проекта воспитательной системы группы 1 курса
Разработать модель межпрофессионального взаимодействия специалистов образовательного учреждения Проверка модели
Разработать проект по работе со студентами и их родителями по обеспечению успешной социализации первокурсников в образовательном учреждении с учетом возрастных особенностей учащихся. Проверка проекта
Посещение 1 лекционного, 1 практического и 1 семинарского занятия, с целью наблюдения за студентами-первокурсниками, их взаимоотношениями в группе, составление анализа занятий. Проверка конспектов психолого-педагогического анализа занятий.
Подготовка и проведение 1 лекционного, 1 практического и 1 семинарского занятия у студентов 1 курса Проверка конспектов занятий, психолого-педагогического анализа занятий.
  Основной этап Психологический блок Подбор психодиагностических методик по изучению уровня адаптации первокурсников, составление обоснований их необходимости применения   Проверка списка психодиагностических методик и обоснования их необходимости применения
Проведение в группе с первокурсниками психодиагностических методик по изучению уровня адаптации. Проверка итогов проведения психодиагностических методик
Участие в работе куратора с проблемными студентами и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации: -составление конспекта мероприятий с проблемными студентами первого курса и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации, -составление плана работы куратора с проблемными студентами и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации.   Проверка конспекта мероприятий с проблемными студентами первого курса и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации; проверка плана работы куратора с проблемными студентами и их семьями по психолого-педагогическому обеспечению адаптации.
Разработка и проведение одного воспитательного мероприятия со студентами первого курса Проверка конспекта и анализа воспитательного мероприятия со студентами первого курса
Подготовка презентации воспитательного мероприятия.   Проверка презентации воспитательного мероприятия
Разработка и проведение тренинговых занятий по обеспечению адаптации подростков (первокурсников) Проверка конспекта и анализа тренинговых занятий по обеспечению адаптации подростков.
Составление самоанализа воспитательного мероприятия Проверка самоанализа воспитательного мероприятия
Разработка психолого-педагогических рекомендаций для родителей по обеспечению адаптации подростков (первокурсников) Проверка психолого-педагогических рекомендаций для родителей по обеспечению адаптации подростков
Разработка модели психолого-педагогического обеспечения социализации дезадаптированного студента первого курса. Модель психолого-педагогического обеспечения социализации дезадаптированного студента первого курса
Проведение самоанализа сформированности профессиональной позиции студента. Проверка результатов самоанализа
  Основной этап Научно-исследовательский блок Составление плана написания магистерской диссертации   Проверка плана диссертации
Изучение литературы по проблеме исследования за последний год   Проверка списка литературы по научной проблематике за последний год
Составление рецензии по второй статье по теме научного исследования Рецензирование статьи по теме исследования
Составление конспекта второй научной статьи по теме своего научного исследования Конспект статьи по теме исследования
  Заключите-льный этап Итоговая конференция. Участие в «круглом столе», выступление с итогами практики   Проверка Портфолио.
  Контроль форма итогового контроля       Дифференцированый зачёт
  Всего    

Общая трудоемкость производственной практики магистрантов по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование составляет 9 зачетных единиц 324 часов.

Наши рекомендации