Роль Банка России в регулировании рынка ценных бумаг
В первой части раздела рассматриваются следующие вопросы: 1) инфраструктура рынка ценных бумаг; 2) его участники; 3) функции Банка России на рынке ценных бумаг; 4) операции Банка России на открытом рынке.
Инфраструктура рынка ценных бумаг, установленная Положением "Об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (утверждено Приказом ЦБ РФ от 15 июня 1995 г. № 02-125 «Об утверждении новой редакции Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций в связи с началом региональных операций с ГКО»), состоит из трех частей - депозитарной, расчетной и торговой систем.
Депозитарная система - совокупность организаций, уполномоченных на основании договора с Банком России обеспечивать учет прав владельцев на облигации, а также переводить облигации по счетам ДЕПО при каких-либо сделках (купли-продажи) или в других случаях, предусмотренных законом. Она состоит из депозитария и субдепозитариев.
Расчетная система — совокупность расчетных центров и расчетных подразделений Банка России, обеспечивающих расчеты по денежным средствам, по сделкам с государственными и негосударственными облигациями. Расчетные подразделения Банка России - это его территориальные учреждения и структурные подразделения. Расчетный центр - это кредитная организация, уполномоченная на основании договора с Банком России обеспечивать расчеты по операциям.
Торговая система - организация, уполномоченная обеспечивать процедуру заключения сделок купли-продажи и сделок РЕПО. Она не имеет права выполнять какие-либо другие функции (в частности, дилера или инвестора) на этом рынке.
Участники рынка ценных бумаг: эмитент, дилер и инвестор. Поскольку речь идет о рынке государственных ценных бумаг, то в данном случае эмитентом является Министерство финансов РФ.
Дилер - кредитная организация, которая на основании договора с Банком России выполняет все функции по обслуживанию операций с облигациями. Раньше было такое понятие, как "первичный дилер". Сейчас оно не используется, однако идея его возвращения существует (подобное происходит и с понятием "маркет-мейкеры") .
Инвестор - юридическое или физическое лицо, которое не имеет права самостоятельно выполнять какие-либо операции и функции на рынке, но имеет возможность вкладывать средства в рынок государственных ценных бумаг.
Функции Банка России на рынке ценных бумаг. Банк России на рынке государственных ценных бумаг выполняет следующие функции: агента Министерства финансов Российской Федерации (т.е. выполняет фактически функцию первичного дилера, поскольку выступает в роли маркет-мейкера, поддерживающего этот рынок и в определенной мере управляющего им); контролирующего органа; организатора денежных расчетов.
В качестве агента Министерства финансов Российской Федерации Банк России выполняет следующие функции:
- устанавливает требования к торговой системе, расчетным центрам и к
депозитарной системе. Фактически же на Банке России лежит большая часть законодательной функции;
- заключает договоры с организациями на выполнение функций. Отметим,
все системы, т.е. торговая, депозитарная, расчетная, могут выполнять свои функции только на основании договора, заключенного с Банком России;
- устанавливает требования к дилерам, а также определяет критерии отбора
дилеров и их количественный состав. По количественному составу ограничений нет;
- устанавливает правила проведения и проводит аукционы по продаже облигаций на первичном рынке. Это может делать только Банк России, так как он
является агентом Минфина России;
- осуществляет по распоряжению Министерства финансов Российской Федерации вторичную, дополнительную, продажу той части облигаций, которая не
была размещена во время аукциона (т.е. на первичном рынке);
- проводит по поручению Минфина России погашение этих облигаций.
В качестве контролирующего органа Банк России отслеживает размещение и обращение облигаций, а также получает информацию о ходе торгов в торговой системе, об остатках по счетам ДЕПО, о движении средств по счетам в торговой системе. Данная информация является конфиденциальной и разглашению не подлежит. При проведении собственных операций Банк России не может использовать информацию, полученную из торговой, депозитарной или расчетной систем. Тем самым он разграничивает функции контроля за размещением и обращением облигаций, функции собственных операций и функцию агента Министерства финансов. Это естественно, поскольку, объединяя функции в своих руках, он будет обладать информацией, на которую не имеет права. Другие организации также не могут использовать подобного рода информацию.
Государственную политику в области рынка ценных бумаг проводит ФСФР - федеральный орган исполнительной власти. Его полномочия не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. ФСФР фактически не имеет влияния на рынок государственных ценных бумаг.
Операции Банка России на открытом рынке. К их числу относятся операции прямого РЕПО, операции обратного модифицированного РЕПО (раньше их называли БМР), а также прямые операции, которые пока не проводятся.
Операции РЕПО являются операциями тонкой настройки в процедурах денежно-кредитной политики. Развитие инструментов тонкой настройки становится возможным и необходимым при достижении финансовым рынком определенного уровня развития. Операции РЕПО - это залоговые операции с использованием ценных бумаг. Если в нашей стране они осуществляются только с государственными ценными бумагами, то на развитых рынках мира в качестве залога используются бумаги надежных эмитентов (крупных компаний, концернов, холдингов). Операции прямого и обратного РЕПО проводятся только с Центральным банком Российской Федерации, который выступает одной из сторон сделки.
РЕПО представляет собой двухстороннюю сделку. Одна сторона берет на себя обязательство выкупить ценные бумаги в определенное время и на определенных условиях. Вторая сторона обязуется предоставить эти бумаги. Для того чтобы сделка была доходной, вторая ее часть, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, проводится по цене, отличной от цены ее первой части. Разница между ценами представляет доход, который получает одна из сторон, и определяется величиной ставки РЕПО.
При проведении операций РЕПО происходит переход права собственности на ценные бумаги, тогда как при классическом залоге собственником по-прежнему остается тот, кто взял кредит или разместил бумаги. В случае неисполнения второй части сделки РЕПО у противоположной стороны нет никаких препятствий для реализации этих бумаг, что делает РЕПО операциями с очень низким риском, так как в случае неисполнения второй части сделки, эти бумаги можно в любой момент продать, отдать и т.д. По своему экономическому смыслу они являются аналогом кредитования под залог ценных бумаг, если не считать того, что переходит право собственности от одной стороны к другой.
Операции РЕПО - специфический инструмент денежно-кредитной политики, который направлен в основном на краткосрочное регулирование ликвидности рынка. Решение о проведении этих операций, как правило, принимается центральным банком. Такой же порядок установлен и для Банка России, который также разрабатывает список бумаг, принимаемых или используемых в сделках РЕПО. Как уже говорилось, в данном случае принимаются только государственные ценные бумаги, список которых невелик - ГКО и ОФЗ.
Операции РЕПО по сравнению с рядом других инструментов имеют определенные преимущества. Например, если Банк России предоставляет ликвидность на короткий срок, изъятие по истечении этого срока происходит фактически без выхода на рынок (т.е. сделка заключается автоматически). Как правило, если сделка осуществляется с участием Центрального банка Российской Федерации, то он выступает покупателем ценных бумаг по первой части РЕПО, т.е. фактически происходит операция рефинансирования, когда банкам предоставляются денежные средства.
С целью снижения ликвидности и изъятия излишней денежной массы с рынка были разработаны операции биржевого модифицированного РЕПО (БМР). Они существенно отличаются от операций РЕПО. Во-первых, для таких сделок используется не рыночный портфель Центрального банка Российской Федерации, а бумаги с низкими купонами и с большими сроками погашения. Если бы стороной в таких сделках выступал не ЦБ РФ, то они вызывали бы спорные ситуации (например, проблемы возврата и риска). В данном случае ЦБ РФ дает гарантию на выкуп этих бумаг. Такая операция оформляется безотзывной офертой. Следует признать, что в данной ситуации для ЦБ РФ риска больше, чем для другой стороны, так как она имеет право оставить эти бумаги у себя (хотя на практике такие случаи не встречаются, вероятность их теоретически существует).
Биржевое модифицированное РЕПО размещается обычно на срок 28 дней. Аукционы проводятся каждый четверг, причем за основу взят стандартный аукцион. Эти аукционы почти ничем не отличаются от аукциона по первичному размещению, кроме случая когда на аукционе по первичному размещению ставку отсечения определяет Министерство финансов Российской Федерации. В остальных случаях это делает рабочая группа.
Существуют следующие требования к банкам, которые претендуют на участие в операциях РЕПО:
1) средняя доля операций банка в совокупном обороте рынка ГКО, ОФЗ по
рыночной стоимости за последние три полных календарных месяца не должна
быть меньше 0,1%. Такого рода требования к кредитным организациям сформулированы именно в договоре. Они для всех общие, а лимиты – индивидуальные с учетом собственного портфеля банка;
2) средняя доля портфеля кредитной организации в совокупном портфеле рынка по рыночной стоимости за три последних календарных месяца не должна быть меньше 0,1%.
Кроме того, в договоре содержатся требования к величине собственных средств, к финансовому состоянию, резервные требования и т.д.
Следует отметить, что в определении процентных ставок РЕПО важное значение имеет правильный выбор своих требований, например: по какой ставке выгодно продать ценные бумаги другой стороне в случае прямого РЕПО и сколько готовы заплатить за стерилизацию избыточной ликвидности в случае обратного РЕПО.
Имеются два подхода к определению процентных ставок; установление фиксированных ставок и установление плавающих ставок, ориентированных на рынок. В данном случае ориентиром может являться ставка по кредитам овернайт на межбанковском рынке, поскольку операции прямого РЕПО в основном заключаются на один день. Условно считается, что в том случае, если банк согласен взять средства под соответствующий процент, то ему деньги действительно нужны. Если ставки колеблются в пределах 1-2%, значит, банки вполне могут удовлетворять потребности в рефинансировании на рынке МБК.
Трудно сказать, какие ставки - жесткие или плавающие - будут приоритетными. В мировой практике больше используются рыночные ставки. Банк России пошел по своему собственному пути: это не просто плавающая ставка, а плавающая ставка больше 7% (все, что выше 7% по рынку). Для этого в торговой системе было специально установлено ограничение: если ставка по РЕПО меньше 7%, такая заявка просто не проходит.
Когда речь заходит о прямом и модифицированном РЕПО, необходимо ориентироваться на другие рынки и другие операции. Существуют депозитные операции, в том числе однодневные депозиты. Если процентные ставки по РЕПО несколько ниже, чем по депозитным операциям, это означает, что происходит перевкладывание денег, причем денег Банка России. При этом Банк России отслеживает ставки, существующие на депозитных аукционах или по ежедневным депозитам, чтобы иметь информацию для принятия необходимых решений.
Для рынка межбанковского кредитования первым и наиболее характерным является кредитный риск. Он представляет собой риск невозврата заемщиком основной суммы долга. Операции РЕПО обеспечены залогом в виде государственных ценных бумаг. В том случае, если заемщик решит не возвращать деньги, или посчитает нужным вернуть деньги другому банку (в случае междилерского РЕПО), у ЦБ РФ имеется возможность продать эти бумаги, т.е. реализовать залог, причем реализовать максимально быстро, поскольку это собственные бумаги государства. При этой операции возникает только риск падения стоимости самих бумаг. Задача экспертов, аналитиков - правильно проанализировать, какова будет цена бумаги завтра, послезавтра и т.д. В данном случае прямое РЕПО проводится на один день. Но в принципе прописана возможность семидневного РЕПО, при использовании которого возникнет проблема оценки риска.
Как и при любых операциях, существует также и операционный риск, т.е. риск сбоя операционной системы. Этот риск на российской рынке ценных бумаг в последнее время проявляется наиболее часто.
Кроме того, существует риск ликвидности. В данном случае он обычно связан со структурой заемных средств, в которой преобладают краткосрочные ресурсы. ЦБ РФ, как и вся банковская система, столкнулся с этим в период кризиса 1998 г. Тогда ГКО размещались с небольшими сроками, и Министерство финансов Российской Федерации было не в состоянии погасить их в такие сроки.
Сейчас на нашем рынке этот риск почти сошел «на нет», потому что участники рынка предпочитают долгосрочные бумаги. Такое положение связано главным образом с тем, что укрепился рубль, несколько ослаб доллар, а также с теми благоприятными прогнозами для экономики России, которые были сделаны международными агентствами, в том числе с прогнозом инфляции на будущий и последующие годы.
Последний вид операций на открытом рынке - прямые операции Банка России, которые давно не проводились. Следует отметить однако, что в феврале 2003 г. ситуация изменилась и после переговоров с Минфином РФ и с Правительством РФ, Банку России удалось, реструктуризировать свой портфель и обменять часть этого портфеля. В результате обмена ЦБ РФ получил часть бумаг с рыночными характеристиками (со сроками погашения, приемлемыми для рынка вплоть до 2012 г.). Совет директоров ЦБ РФ установил лимиты на изменение портфеля и Банк России получил возможность проводить прямые операции.
Банк России в данном случае ставит перед собой следующую задачу: обеспечить продажу бумаг в периоды пиков ликвидности, когда необходимо изъять избыточную денежную массу с рынка на более длительный срок, чем срок в 28 дней, предусмотренный операциями БМР. Если потребности рынка выше, а потребности Банка России в стерилизации соответствуют задаче ЦБ РФ, то вполне возможна продажа части бумаг и тем самым несколько сглаживается пик ликвидности.
Операции БМР подразумевают, что взятые деньги через месяц вернутся. При проведении же прямых операций изъятые деньги не возвращаются. В этом случае, если Банк России сочтет нужным, то будут куплены кратко- или долгосрочные облигации. А при операции БМР Банк России отдает облигации, фактически пополняя таким путем общий портфель рынка, независимо от Министерства финансов Российской Федерации, т.е. без увеличения государственного долга.