Правовые основы рынка ценных бумаг
Положения, касающиеся правового положения, эмиссии и особенностей обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, установлены в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Особое место среди источников правового регулирования РЦБ занимают подзаконные нормативно-правовые акты органа специальной компетенции, которым является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) - федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных.
Действует саморегулируемая организация - «Национальная ассоциация участников фондового рынка» (НАУФОР).
Государственное регулирование рынка ценных бумаг можно определить как воздействие государства через систему его органов на общественные отношения, складывающиеся по поводу эмиссии и обращения ценных бумаг, субъектами которых являются:
а) эмитенты;
б) инвесторы;
в) профессиональные участники ранка ценных бумаг.
Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Инвестор - физическое или юридическое лицо, объектом инвестирования для которого являются эмиссионные ценные бумаги.
Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Выпуск (эмиссия ценных бумаг) - установленная Законом о рынке ценных бумаг (ст. 2) последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. В силу п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг эмиссия ценных бумаг включает ряд последовательных действий (юридических фактов):
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
3) государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.
Обращение ценных бумаг - заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги. (гл. 28 ГК РФ.)
Статья 27.6 Закона о рынке ценных бумаг предусматривает ряд ограничений на обращение эмиссионных ценных бумаг. Во-первых, обращение эмиссионных ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, запрещается до их полной оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг. Во-вторых, публичное обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе ценных бумаг иностранных эмитентов, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, запрещается до регистрации проспекта ценных бумаг.
Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом - первым владельцам - путем заключения гражданско-правовых сделок. Таким образом, размещение ценных бумаг можно рассматривать как составную часть обращения ценных бумаг.
Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг перечислены и охарактеризованы в гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг:
· Брокерская деятельность. Брокеры совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера и действуют, как правило, на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Передоверие допускается только в случаях, когда это разрешено договором, и только другим брокерам. Правила осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов, утв. Постановлением ФКЦБ России от 22 сентября 2000 г. N 18; Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 11 октября 1999 г. N 9..
· Дилерская деятельность. Дилеры совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим дилерскую деятельность, ценам.
· Клиринговая деятельность. Клиринговые организации определяют взаимные обязательства участников сделок с ценными бумагами (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам, подготовка бухгалтерских документов), проводят зачеты по поставкам ценных бумаг и расчеты по ним, формируют специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок. См.: Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 32/пс..
· Депозитарная деятельность. Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо, которое действует на основании депозитарного договора с клиентом. Депозитарий может выступать как номинальный держатель ценных бумаг клиента при размещении их в другом депозитарии или у другого регистратора. См.: Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ России от 16 октября 1997 г. № 36..
· Деятельность по управлению ценными бумагами. Доверительные управляющие осуществляют управление ценными бумагами и денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока. В соответствии со ст. 1013 ГК РФ денежные средства не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления. Поэтому следует уточнить, что речь здесь идет только о денежных средствах, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги и полученных в процессе управления ценными бумагами. См.: Положение о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утв. Постановлением ФКЦБ России от 17 октября 1997 г. № 37..
· Управление ценными бумагами является одним из видов доверительного управления имуществом, следовательно, на него распространяют свое действие нормы гл. 53 ГК РФ. Поэтому нужно иметь в виду требования ст. 1015 ГК РФ, согласно которой доверительным управляющим может быть не просто юридическое лицо, а коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Договор доверительного управления может быть заключен на срок не более пяти лет (ст. 1016 ГК РФ).
· Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Регистраторы собирают, фиксируют, обрабатывают, хранят и предоставляют данные, составляющие систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Регистратором может быть только юридическое лицо. Система ведения реестра предназначена для учета именных ценных бумаг. Деятельность по ведению реестра является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. См.: Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. № 27
· Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Данный вид деятельности осуществляют фондовая биржа (фондовые отделы валютных и товарных бирж) и внебиржевые организаторы торговли. Юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом.
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подлежат лицензированию в Федеральной службе по финансовым рынками и могут осуществляться только юридическими лицами.
6.Правовоерегулирование рынка банковских услуг
Рынок банковских услуг является одним из важнейших сегментов национальной экономики, обеспечивающим ее функционирование и развитие, а также составляет один из важнейших сегментов финансового рынка.
Особенности: -только кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, могут оказывать банковские услуги в соответствии с такой лицензией.
-любая банковская услуга - это сделка, в которой, как минимум, на одной стороне выступает лицензированная кредитная организация.
- совокупность всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги, во главе с национальным банком - Центральным банком Российской Федерации (Банком России) - составляет банковскую систему.
В настоящее время в России существует двухуровневая банковская система:
· Нижний уровень - коммерческие банки и небанковские кредитные организации.
· Верхний уровень банковской системы состоит из одного субъекта - Центрального банка Российской Федерации (Банка России), особенности правового статуса которого определены в федеральном законе о нем. Являясь органом, обладающим государственно-властными полномочиями, а также нормотворческим органом, регулирующим деятельность кредитных организаций, Банк России одновременно имеет право осуществлять банковские операции и получать от них прибыль, хотя получение прибыли и не является целью деятельности Банка России (ст. 3 Закона о Банке России).
Правовую основу банковской деятельности составляют следующие источники права.
А) Конституция РФ 1993 г., которая устанавливает, что финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. ж ст. 71).
Б) Гражданский кодекс РФ, который определяет общие положения о сделках и обязательствах, порядок правового регулирования кредитного договора (гл.42, ст. ст. 819-823), договоров банковского счета (гл. 44, ст. ст. 834-844) и банковского вклада (гл. 45, ст. ст. 845-860), а также виды и правила осуществления безналичных расчетов (гл. 46, ст. ст. 861-885).
В) Специальные федеральные законы:
· ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности»;
· ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
· ФЗ от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 150-ФЗ);
· ФЗ от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 150-ФЗ);
· ФЗ от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Г) Нормативные акты Банка России.
Согласно ст. 7 Закона о ЦБ Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Следовательно, Совет директоров ЦБ вправе ограничить случаи официального опубликования актов Банка России в «Вестнике Банка России».
В то же время Закон о ЦБ содержит перечень нормативных актов, которые не подлежат государственной регистрации, если они устанавливают:
· курсы иностранных валют по отношению к рублю;
· изменение процентных ставок;
· размер резервных требований;
· размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
· прямые количественные ограничения;
· правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
· порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Банковская деятельность - упорядоченная совокупность систематически осуществляемых банками или кредитными небанковскими организациями на основании лицензии (для Банка России - Закона о ЦБ) банковских операций и сделок, направленных на извлечение прибыли. К основным признакам банковской деятельности можно отнести:
а) систематичность банковских операций и сделок;
б) общую целенаправленность банковской деятельности - извлечение прибыли;
в)деятельность, которая осуществляется особыми субъектами - кредитными организациями;
г) лицензирование банковской деятельности.
Закон относит к банковским операциям следующие сделки (ст. 5 Закона о банках):
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам;
5) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдачу банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Кроме указанных банковских операций, следующие банковские сделки могут составлять предмет банковской деятельности (ст. 5 Закона о банках):
1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Основными признаками кредитной организации являются следующие:
· Кредитная организация - это юридическое лицо, созданное для извлечения прибыли путем оказания банковских услуг.
· может быть создана только в организационно-правовой форме хозяйственного общества (ООО, ОДО, ЗАО и ОАО).
· может осуществлять только ту деятельность, которая законом отнесена к банковской. Осуществлять производственную, страховую и коммерческую деятельность кредитная организация не имеет права.
· Для легального осуществления банковской деятельности кредитная организация обязана получить специальное разрешение (лицензию) ЦБ РФ.
· Создание кредитной организации возможно на основе любой формы собственности: государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.
· Каждая кредитная организация входит в единую банковскую систему РФ.
Кредитные организации подразделяются на банковские и небанковские.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация (далее - НКО) имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Допустимые сочетания банковских операций для НКО устанавливаются Банком России.