Необходимость и сущность кредита.

Кредит – экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу предоставления в долг денег или товаров

Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, т.е. превращения прибыли в дополнит-ые производст-е фонды, что ведет к концентрации произв-ва. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряя формирование источник капитала д/расширения производ-ва.

Объективная необход-ть существования, образован. и исполь-я ресурсов для кредитования (или ссудного фонда) и конкретной формы его движения – кредита вызывается следующ. Обстоятель-ми

- во-первых, необход-ю преодоления противоречий между постоянным образованием денеж резервов, оседающих в процессе оборота у предпр-ий разных форм собственности, бюджета и населения, и исполь-ем их для нужд и потребностей воспроиз-ва;

- во-вторых, необход-ю обеспеч непрерывного процесса кругооборота капитала в условиях функционир-я многочисл-х отраслей и предприятий с различной длительностью кругооборота средств;

- в-третьих, необход-ю коммер-й организ-и управления предприятием в условиях рынка, когда на каждом предприятии в процессе кругооборота индивид-ого капитала возникает потреб-ь в дополнит-ых суммах или, наоборот, временно высвобож-ся денеж. ресурсы.

Сущность кредита состоит в том, что граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнит-е ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее по­ручить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, к-ми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.

Сущность кредита четко проявляется в его функциях. Кредит выполняет след функции:
- аккумуляцию и мобилизацию денеж капита;
- перераспределение денеж капитала;
- экономию издержек;
- ускорен концентрации и централизац капита;
- регулирование экономики.

Классификация налогов.

Федеральные налоги, к-е устанав-ет НК РФ и оплачиваются на всей тер. РФ. (НДС, подоходный налог, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины и сборы, гос пошлина, экологич налог)

Региональные налоги, к-е вводятся законами субъектов РФ и оплач на их тер. (налог на имущество организац, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанав-ся по каждому региону.

Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправ и обязательны к оплате на тер муниципалитетов (налог на землю, на имущество физических лиц, на рекламу).

налогов по способу взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать (налог на прибыль организации, подоходный).

Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара. Пошлины и сборы

В зависимости от целей исполь.

общие (абстрактные) целевые (спец).

Общие перечис-я в бюджет в целом, а спец для финансирования конкретных затрат из гос бюджета

По объекту налогооблож разграничивают налог: на прибыль (для предприятий) и доход (для физ лиц), на имущество, на опред вид деят-ти.

6.Элементы и государственные органы управления финансами

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам , банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами. Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.Правительство РФ

разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

7.Финансовое планирование и прогнозирование

Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование. Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

В условиях рыночной экономики прогнозирование является научно-аналитической стадией планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений и заданий плана.

Главные функции финансового прогнозирования:

· научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

· оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;

· выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.

Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны стать объектом разработки в плане. В нем рассматриваются варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития финансов. Финансовый прогноз – это такое исследование перспективного развития, которое не ограничено принятым конкретным экономическим и политическим решением, а потому имеет предварительный, вариантный характер, горизонты его не ограничены рамками планируемого периода..

8.Принципы формы и методы финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и утверждения финансовых планов, как способа балансировки финансовых потребностей и возможностей. Финансовое планирование – это элемент финансового механизма, деятельность которого связана с управлением финансами; процесс формирования и использования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Его особенность – осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной формы стоимости, который не совпадает с разделением стоимости в натуральной форме.

Основная цель финансового планирования – точное определение будущих затрат и доходов, которые обеспечивали бы нормальную деятельность государства и структур предприятия.

Содержание финансового планирования реализуется через разработку системы мероприятий для обеспечения развития субъектов экономики необходимыми финансовыми ресурсами.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

Субъектом финансового планирования выступают отдельные предприятия, министерства, ведомства, государственные комитеты, финансовые организации, органы государственного управления на местном уровне и др.

9.Внутрифирменное планирование

Планирование служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной, или корпоративной, в процессе производства и потребления материальных благ, таки личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса. Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека Внутрифирменное планирование - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Рыночное планирование внутрифирменной, или производственной, деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного выбора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях.

Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое предполагаемое или планируемое.

Содержание задачи принципы и методы финансового контроля

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:-обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

-выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

-соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

-повышение эффективности финансовой политики государства.

51.Второй уровень банковской системы в РФ.
Второй уровень банковской системы РФ образуют кредитные организации.

Кредитная организация - это юр. лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании спец. разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации, различия между ними определяются объемом и характером выполняемых ими банковских операций.

Банки - это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

-привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

-азмещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);

-открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

Иностранным является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Классифицируя многочисленные кредитные организации, можно выделить такие виды, как:

-универсальные (совершающие широкий круг банковских операций и других сделок), специализированные (совершающие какой-то один вид банковских услуг);

-региональные и общероссийские;

-акционерные и паевые банки.

Банк России в соответ. с фед. законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» может устанавливать определенные обязательные нормативы.К числу таких нормативов относятся: мин. размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций; мин. размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; макс. размер риска на единого заемщика; макс. размер крупных кредитных рисков; нормативы ликвидности кредитной организации и др.

Банк России выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковских операций. Лицензия выдается после гос. регистрации кредитной организации без ограничения сроков ее действия.Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

-лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

-лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

-лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (лицензия выдается ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ).

Наши рекомендации