Государственные займы, как основная форма государственного кредита. Классификация займов.
1.1 Государственные(в том числе муниципальные)займы – основная форма ГК. Как экономическая категория – это кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика. Представляют собой денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета.
Именно в рамках государственных займов временно свободные денежные средства привлекаются на финансирование государственных расходов при нехватке бюджетных средств.
ГЗ осуществляются путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигации – самый распространенный вид ценных бумаг – это долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок, с выкупом и выплатой заранее оговоренных сумм.
Важнейшие свойства:
– заранее оговоренный срок жизни;
– четко фиксированный объем созданного с их помощью государственного долга.
Другой вид ценной бумаги – это казначейские обязательства. В отличие от облигаций:
– средства от их реализации идут только на пополнение бюджета (облигации – не только бюджета, но и ВБФ, или специально оговоренные цели);
– по КО доход выплачивается только в виде % (по облигациям – в виде %, выигрышей, а может не выплачиваться вовсе);
– ранее КО можно было обменивать на налоговые освобождения.
Классификация государственных займов:
1. По месту размещения (в зависимости от валюты заимствования):
– внешние
– внутренние
2. По субъектам заемных отношений (по праву эмиссии):
– федеральные – выпускаемые центральным правительством;
– региональные – выпускаемые республиканским правительством;
– местные (муниципальные) – выпускаемые местными органами власти.
3. По категории держателя ценных бумаг:
– займы, реализуемые только среди населения;
– займы, реализуемые только среди юридических лиц;
– универсальные.
4. В зависимости от обращения на фондовом рынке:
– рыночные – свободно обращаются на рынке, свободно продаются и покупаются, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др. При финансировании бюджетного дефицита они основные;
– нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на фондовом рынке. Они обычно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают.
5. По форме выплаты доходов:
– процентные – купонный доход по ним в виде % выплачивается на основе купонов, предъявляемых к оплате в установленное при выпуске займа время. Являются основным и самым распространенным видом.
– облигации с нулевыми купонами, т.е. не имеют купонного дохода. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу, т.е. у них дисконтный доход. Доход по ним выплачивается с суммой основного долга. В основном это касается краткосрочных государственных займов.
– выигрышные, по которым весь доход владельцы облигаций получают в виде выигрыша на основе тиражей выигрышей. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей.
– процентно-выигрышные займы*, по которым часть дохода выплачивается в виде %, а часть в виде выигрышей.
– беспроигрышные займы* гарантируют то, что за время действия займа выигрыш падет на каждую облигацию.
– беспроцентные (целевые) займы*, не дающие твердого дохода владельцам их облигаций, но предусматривающие получение ими соответствующего товара, спрос на который удовлетворен не полностью: автомобили, холодильники, ТВ и т.д. Примером такого займа является государственный целевой заем 1990 года, целевые займы местных органов власти, средства от которых идут на муниципальные нужды – жилье, благоустройство.
* – в настоящее время не выпускаются
6. По срокам погашения (по сроку привлечения средств):
– краткосрочные (до 1 года). Обычно используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов;
– среднесрочные (от 1 до 5 лет);
– долгосрочные (от 5 лет и выше).
7. В зависимости от соблюдения сроков погашения:
– с правом досрочного погашения
– без права досрочного погашения
8. По методу определения дохода:
– с твердым доходом, т.е. с фиксированной ставкой %;
– с плавающим доходом
В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам может иметь негативные последствия:
а) являться причиной роста расходов государства на выплату процентов, т.к. зачастую государству приходится размещать займы при относительно завышенной ставке %;
б) в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
9. По обеспеченности долговых обязательств:
– закладные
– беззакладные
Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти.
Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или выпускающей их территории (данного муниципалитета). Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации.
10. По форме выражения:
– облигационные или бланковые, т.е. непосредственно выпускаются государственные ценные бумаги
– безоблигационные займы. Они оформляются подписанием соглашений, договоров, записей в долговых книгах, выдачей особых свидетельств. Используются, например, на межправительственном уровне.
11. В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы:
– облигации
– векселя
– сертификаты
– казначейские обязательства
– и др.
12. По методам размещения:
– добровольные. Они свободно продаются и покупаются.
– размещаемые по подписке. Формально являются добровольными, но в условиях административной экономики носят, по сути, принудительный характер.
– принудительные, размещаемые среди кредиторов по постановлению Правительства, предусматривающему строгую ответственность за уклонение от покупки обязательства.
В настоящее время остались только добровольные.