Ограниченность финансовых ресурсов и дефицит бюджета.

Ограниченность финансовых ресурсов вызывает необходимость их перераспределения. Государственный бюджет с его централизацией ресурсов во многом способствует мобильности средств вследствие не закрепленности доходов за конкретными видами расходов. НО!!! Нельзя допускать излишнего перераспределения средств по статьям расходов. Нельзя излишне урезать расходы на социальные потребности. При этом все это может усугубляться дефицитом бюджета.

Необходимо обеспечить гарантированные права граждан в форме обособленного фонда, оперативно управляемого и подотчетного органам власти.

Специальные фонды или счета существуют в Германии, Франции, Англии, Японии и США, а также во многих других странах мира. За счет их средств в отдельные периоды в отдельных странах покрывается более половины государственных расходов. Количество и перечень ВБФ в странах не постоянен. Т.к. каждая страна или регион имеют свои специфические задачи, то количество и назначение их в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются. В Западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

Впервые ВБФ стали создаваться в нашей стране в начале переходного периода на базе закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» (10.10.91). Затем их законодательное регулирование значительно расширилось. Появился «Бюджетный кодекс РФ» (31.07.98); законодательные акты, которые регулировали создание и функционирование отдельных конкретных ВБФ.

Классификация ВБФ:

1) в зависимости от целевого назначения:

а) экономические:

– инновационные;

– дорожные;

– научно-технические;

– экологические;

– культурно-пропагандистские;

– валютные;

– воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– и т.д.

б) социальные:

– пенсионный фонд;

– фонд социального страхования;

– фонд обязательного медицинского страхования.

2) в соответствии с уровнем управления:

– государственные (общегосударственные);

– территориальные (региональные и местные).

3) в зависимости от срока действия (предполагаемого периода функционирования или условно намеченного срока для осуществления конкретных целей):

– бессрочные (постоянные) – экологический, дорожный;

– долгосрочного действия – фонд регионального развития;

– краткосрочного действия – фонд помощи беженцам.

Второй и третий фонды – это временные фонды. Их действие ограничено по времени. Когда нужда в них пропадает, они прекращают свое существование.

4) по охвату проблем:

– общего характера – фонд регионального развития;

– конкретного характера – фонд развития бытового обслуживания РБ.

Правом образовывать ВБФ обладают законодательные органы власти любого уровня. В организационном отношении ВБФ – самостоятельные финансово-кредитные организации, возглавляемые правлением и председателем, и имеющие собственные бюджеты. ВБФ находятся в собственности государства, но являются автономными. Имеют строго целевое назначение. Как правило, в названии фонда указана цель расходования средств.

Федеральные ВБФ формируются за счет следующих источников:

1 основной источник – специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующих фондов;

2 отчисления от прибыли организаций и учреждений;

3 средства бюджета;

4 прибыль от коммерческой деятельности , осуществляемой фондом как юридическим лицом;

5 займы, полученные у ЦБ РФ или коммерческих банков;

6 иные не запрещенные законом поступления.

Особенности ВБФ:

1) строго целевая направленность расходов;

2) использование денежных средств для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) формирование в основном за счет налоговых отчислений;

4) денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета и не подлежат изъятию;

5) расходование средств осуществляется по распоряжению правительства или правления фонда.

Функции ВБФ аналогичны функциям финансов в целом:

– распределительная;

– контрольная.

На особенности реализации функций влияет:

1) принадлежность к государственным финансам;

2) вышеперечисленные особенности самих фондов.

Исходя из этого, можно сказать, что реализация распределительной функции аналогична государственному бюджету + целевая направленность.

Контрольная функция – аналогична государственному бюджету.

Конкретный перечень внебюджетных фондов в положениях Бюджетного кодекса РФ не определен. Фактически, в соответствии с законодательством РФ, сюда относятся только пенсионный фонд, фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования. Все они являются социальными внебюджетными фондами.

Кроме них важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в бюджет являются:

– Российский фонд технологического развития;

– Фонд инвестирования жилищного строительства.

Практика применения ВБФ в нашей стране выявила их преимущества и недостатки как источника финансирования специальных видов расходов:

Преимущества:

– целевая направленность;

– относительная автономность от других расходов;

– независимость от дефицита бюджета;

– возможность более оперативного использования.

Недостатки:

– распыление государственных средств;

– ослабление и недостаточность государственного финансового контроля за расходованием средств и целевым характером их использования;

– многократное усложнение системы платежей.

Поэтому возникновение института ВБФ не получило однозначной оценки. Не случайно уже в законе о бюджете на 1995 год ряд внебюджетных фондов был консолидирован в бюджет в виде целевых бюджетных фондов (таким образом, появилась и начинает использоваться еще одна форма организации финансовых ресурсов государства). Этот процесс наблюдается и сейчас (даже часть пенсионного фонда РФ консолидирована в бюджет).

Целевые бюджетные фонды (ЦБФ) – это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной.

ЦБФ совмещают в себе черты как ВБФ, так и бюджета.

Особенности ЦБФ:

1 целевые источники и целевое расходование средств – сближает их с ВБФ;

2 все их остальные характеристики определяет принадлежность к бюджету (источники финансирования, наличие государственного контроля).

Состав ЦБФ в РФ непостоянен. В разные годы к ЦБФ относились:

– дорожный фонд,

– борьбы с преступностью,

– развития таможенной системы,

– восстановления и охраны водных объектов,

– фонд Министерства по атомной энергетике и т.д.

Таким образом, ВБФ как субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни всеобщими преимуществами, ни недостатками в сравнении с бюджетной и ограничено бюджетной формами существования.

ВЫВОД – использование всех трех форм организации государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде ЦБФ и внебюджетной является актуальным и оправданным.

Наши рекомендации