Формы государственного кредита, их характеристика. Классификация государственных займов

Отношения финансовые могут существовать в следующей форме гос кредит:

1. Внутренний государственный кредит – реализуется по следующим направлениям, так как он неоднороден по суди:

**Государственные займы – основная форма реализации внутреннего государственного кредита. Они представляют собой реализацию государством физическим и юридическим лицам своих долговых ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств. Облигации, как правило, являются долгосрочными ценными бумагами, а казначейские обязательства – краткосрочными или среднесрочными. Краткосрочные называют также казначейскими векселями. Реализуются чаще всего на открытом финансовом рынке.

**Безоблигационные займы – в безоблигационной форме, когда займ оформляется как кредитный договор или кредитное соглашение с крупной кредитной организацией.

**Кредитование государством юридических лиц – бюджетные кредиты или ссуды предоставляются юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты, бизнес планы на конкурсной основе (государственный тендер) на гораздо более выгодных, нежели банковских, условиях. Ниже ставки, формы обеспечения возвратности иные. Интерес государства в этом случае заключается в развитии либо данного вида экономической деятельности, либо территории или региона.

**Предоставление государством гарантий, как юридическим лицам, так и органам власти другого уровня по займам, долговым инструментам.

2. Внешний государственный кредит – это отношения, связанные с либо получением кредита, либо предоставлением кредита на внешнем финансовом рынке за пределами данной страны. Здесь государство может выступать и как кредитором, и как заемщиком, возможно даже гарантом (как правило, по экспортным операциям). Государство вступает в отношения

**На открытом рынке – с любыми субъектами: государствами, юридическими лицами

**Если межправительственные, то субъектами являются правительства других стран.

**Могут быть заключены договоры с международными кредитно-финансовыми организациями (МВФ, МБРР). РФ является полноправным участником мирового финансового рынка с 1996 года (была допущена на рынок еврооблигаций). Существует вторичный рынок российских долговых обязательств, основными их держателями являются банки США. Еврооблигации – это ценные бумаги в основном на предъявителя, которые выпускаются и продаются за пределами внутреннего рынка той валюты, которые указаны в достоинстве. Они подразделяются на евробонды и европейские среднесрочные долговые ценные бумаги. Обычно они размещаются на срок от 5 лет и более. Доход устанавливается в фиксированной процентной ставке. В последние годы применяют в том числе и плавающий процент. Также применяются выплаты в нескольких валютах. Цена еврооблигаций определяется на базе рейтинга заемщика того или иного государства, который присваивается из основных рейтинговых агентств. Доходность колеблется от 10-11% в год. Они крайне привлекательны для инвестора, так как не облагаются налогом на прибыль.

Условный государственный кредит – в некоторой литературе к условным государственным кредитам относят гарантийные обязательства государства. РФ на внутреннем рынке в основном выступает гарантом ипотечного агентства и по обязательствам страховых компаний, страхующих авиаперевозки. Основные гарантии в иностранной валюте (относящиеся к внешнему долгу (долг номинирован всегда в иностранной валюте)). Основные гарантии государство предоставляет Росэксимбанку.

Государственные займы РФ сегодня представлены на данный момент следующими ценными бумагами:

**Облигации государственного займа с постоянным купонном в доходе – номинированы в 1000 рублей, выпущены на 30 лет, процентная ставка фиксирована, выплачиваются доходы раз в год, погашение в конце срока обращения.

**Облигации федерального займа с амортизацией долга – основной долг погашается частями в течение всего периода обращения. Точной даты погашения нет, для различных траншей были разные.

Первые две бумаги образуют рыночный сектор государственного займа, т.е. данные ЦБ могут попадать на вторичный рынок ЦБ.

29. Государственный долг: понятие, структура и управление им

Получение государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Различают государственный долг, подразумевая под ним долг центрального правительства, и общегосударственный, который включает обязательства также субфедерального и всех нижестоящих субъектов. Также различают текущий и капитальный долг. Текущий долг – это сумма обязательств, включая проценты, которые необходимо выплатить в текущем финансовом году. Капитальный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных облигаций, включая начисленные проценты на данный момент. Это также задолженность государства, образовавшееся за весь период существования государственного кредита. Кроме того, государственный долг делится на внутренний и внешний. К внутреннему государственному долгу относят обязательства по кредитам, займам и гарантиям, выраженные в национальной валюте (в данном случае в рублях). Внешний государственный долг по кредитам, займам и гарантиям, выраженный в иностранной валюте.

2461,591 млрд. р. – внутренний долг РФ на 1 января 2011 года. 50,4% - облигации, 33,1% - ОФЗАД

Внешний – 40736,7 млн. долларов США, основная задолженность по еврооблигациям (75%).

Наличие долгов у государства приводит к необходимости управлять ими. Необходимо осуществлять управление государственным долгом с помощью следующих мероприятий:

**Выплата доходов кредиторам и погашение займов**Изменение условий выпущенных займов

**Определение условий эмиссии и выпуск новых займов**

Органами управления государственным долгом в РФ является федеральное собрание, правительство в лице министерства финансов, а также в лице его казначейства, центральный банк РФ. Правительство ежегодно составляет программы государственных внутренних и внешних заимствований, в которых указывается цель кредита, источник и срок погашения долга. Данные программы ежегодно рассматриваются и утверждаются федеральным собранием в рамках бюджетного процесса. Аналогичные процедуры имеют место и на субфедеральном уровне. В субъектах РФ. Единый учет и регистрация государственных и муниципальных заимствований ведется в так называемых долговых книгах на всех уровнях управления.

Оперативное управление государственным долгом включает

**экстренные меры : 1,Государственные интервенции на рынке ценных бумаг 2,Изменения процентных ставок

**стандартные способы управления государственного долга заключаются в операциях прямого и обратного РЕПО между центральным и коммерческими банками.

Государство устанавливает в бюджетах на каждый период предельный объем заимствований. Предельный объем заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственных,… в законе о бюджетах суммы годовых заимствований могут быть конкретизируются и уточняются.

Предельный объем долга субъекта РФ, муниципального объекта не должен превышать статью дохода соответствующего в бюджетные уровни других бюлд.

Запишем специальные приемы регулирования объема государственного долга

Цель – контроль, снижение государтсвеннного:

**Конверсия – изменение первоначальных условий займа, касающиеся доходности**Унификация - это объединение нескольких ранее выпущенных займов новыми.***Обмен облигаций по регрессивному соотношениям (например 3 новых вместо 1 старой)***Рефинансирование старого долга. Рефинансирование- это выпуск новых займов с целью погасить долги по ранее выпущенному займу***Аннулирование государственного долга – это отказ государства от обязательств по внутреннему, внешнему или всему долгу.

Диверсификация инструментов управления государственным долгом являются следующие приемы:

**Плавающая процентная ставка по ценным бумагам и облигациям, **меняющиеся или гибкие сроки погашения***погашение полностью всего долга на фиксированную дату, при фиксированной процентной ставке**Освобождение от налога доходов на облигацию, что сопровождается, как правило, снижением ставки процента по облигации.**Совмещение процентного и дисконтного дохода по облигациям одной и той же транши

Выпуск ценных бумаг связан с некоторыми расходами государства: Расходы по изготовлению, пересылке, реализации, проведение тиражей выигрышей и т.д.

Имеются некоторые подходы к оценке эффективности государственного кредита внутреннего и внешнего:

**Эффективность внутреннего государственного кредита оценивается отношением превышением поступлений над расходами к расходам по государственному кредиту

**Эффективность внешнего долга определяется по коэффициенту обслуживания = платежи по государственному кредиту/валютные поступления от экспорта товаров и услуг

30.Внебюджетные фонды: сущность, классификация и значение

Внебюджетные фонды — это совокупность финансовых ресур­сов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяют­ся на централизованные и децентрализованные.

1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

К централизованным также относятся Федеральный фонд под­держки малого предпринимательства, Федеральный фонд социаль­ной поддержки населения и др.

Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, бо­лезни, неблагоприятного социального и экономического поло­жения некоторых групп населения.

2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;

для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конвер­сии и др.)

Источниками формирова­ния внебюджетных фондов являются: 1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решения­ми местных органов власти; 2) добровольные взносы юридиче­ских и физических лиц; 3) прибыль от коммерческой деятельно­сти, осуществляемой фондами—юридическими лицами; 4) дру­гие доходы, предусмотренные соответствующими законодатель­ными актами.

Средства государственных и территориальных (региональ­ных и местных) внебюджетных фондов находятся соответст­венно в федеральной, региональной и муниципальной собст­венности.

Доходами ОМС:

1. Страховые взносы работодателей – 3,0% с 2011 года.

2. Страхование платежей органов исполнительной власти субъектов РФ на страхование неработающего населения

3. Субсидии федерального фонда ОМС

4. Целевое финансирование из федерального фонда

5. Доходы от использования временно свободных средств

6. Добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц

Расходы территориальных ОМС

1. Финансирование территориальных программ ОМС через филиалы территориальных фондов ОМС, либо через страховые медицинские организации

2. Формирование резерва страхового

3. Финансирование или содержание аппарата фонда

31. Государственные социальные внебюджетные фонды: их состав, задачи, характеристика источников их образования, основные направления расходования средств.

Государственные внебюджетные фонды, как часть финансовых отношений представляют собой Отношения, связанные с формированием за счет целевых взносов участников, специальных фондов, предназначенных для финансирования наиболее важных государственных расходов. С организационной точки зрения государственные внебюджетные фонды – это финансово-кредитные организации, находящиеся в собственности государства, являющиеся частью бюджетной системы, задачей которых является финансовое обеспечение важнейших государственных функций.

Финансовые отношения в рамках бюджета регулируются Бюджетным Кодексом РФ.

Функции государственных внебюджетных фондов:

1. Перераспределение ВНП в пользу наиболее приоритетных государственных функций

2. Функция выравнивания доходов членов общества и сглаживание тем самым социальных противоречий

3. Внебюджетные фонды являются встроенным макроэкономическим стабилизатором и, выполняя свои функции, также способствуют регулированию конъюнктуры рынка на различных фазах макроэкономического цикла

4. В социальной сфере государственные внебюджетные фонды позитивно влияют на состояние рынка труда и качества трудовых ресурсов

Преимущества финансирования государственных расходов внебюджетными фондами, по сравнению с бюджетными:

1. Обеспечение целевого использования мобилизованных доходов – до реформы все эти расходы тоже имели место, они были строчками в бюджете СССР на выплату пенсий и т.д. Был государственный фонд страхования, фонд, в котором имелись целевые доходы

2. Возможность оперативного анализа и корректировки доходов, объемов использования, дефицита, профицита средств фонда

3. Возможность маневрирования путем формирования новых внебюджетных фондов или ликвидации фондов, утративших свою актуальность в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации

4. Расширение возможностей формирования государственных доходов по сравнению с бюджетными методами.

Пенсионный фонд РФ

Задачи пенсионного фонда заключались в финансовом обеспечении пенсионных выплат и таким образом выполнение государственной гарантии на поддержку конституционного права социальной обеспеченности в старости.

Доходы пенсионного фонда формировались за счет

1. страховых взносов работодателей, а также работников,

2. поступлений из федерального бюджета на финансирование государственных пенсий,

3. доходы от капитализации временно свободных государственных ресурсов и

4. прочие не запрещенные законом поступления.

Расходы :

1. финансирования трудовых и государственных пенсий.

2. Финансирование содержания структуры

3. Инвестирование временно свободных ресурсов

На современном этапе ПФРФ функционирует в соответствии с бюджетом, принимаемым как закон, половина финансовых ресурсов это страховые взносы работодателей по тарифу 26% фонда оплаты труда.

Наши рекомендации