Государственные займы: понятие, классификация, особенности. (19)

Основным нормативным документом, регулирующим кредитную деятельность государства, является Бюджетный Кодекс РФ (далее БК РФ). Согласно ст. 6 БК РФ «государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием».

Государственные займы – это второй после доходов (налоговых и неналоговых) источник формирования финансовых ресурсов бюджета любого уровня. Роль государственных займов в формировании ресурсной базы бюджета зависит от соотношения доходов и расходов бюджета, а также величины государственного долга. При значительном объеме бюджетного дефицита и долга, значение заимствований возрастает. Однако сам по себе факт уменьшения государственных заимствований не является решающим для оценки состояния государственных финансов. Определяющим показателем является эффективность заимствований, которая в целом определяется так же, как и эффективность всей финансовой политики государства в совокупности, по воздействию на темпы экономического роста, повышению благосостояния населения и т.п.

К государственному долгу относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникающие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в т.ч. по целевым иностранным кредитам, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиям РФ;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Выбор той или иной формы государственного заимствования зависит в том числе и от следующих факторов:

1) доступность источника заимствования;

2) стоимость осуществляемых заимствований;

3) воздействие заимствований на темпы экономического роста, уровень инфляции, состояние финансового рынка;

4) возможность оказания различного рода политического или экономического давления при предоставлении займов и др.

Государственные займы и соответственно государственный и внешний долг делятся на внутренние и внешние. Используются два основных признака деления долга на эти группы: по валюте займа и по принадлежности кредитора. Первый вариант деления государственного долга на внутренний и внешний закреплен в БК РФ, второй используется в классификации Центрального Банка РФ (Банка России).

Согласно ст. 6 БК РФ:

- внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

- внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

По классификации Банка России внешний долг- это обязательства перед нерезидентами, внутренний долг- перед резидентами.

Применение и первого, и второго подхода к классификации государственных заимствований позволяет проводить анализ государственного долга в различных аспектах. Так, ценные бумаги, выпущенные в иностранной валюте, по классификации БК РФ будут относиться к внешнему долгу. При использовании второго признака эти же обязательства относятся к внешнему долгу только в том случае, если приобретены нерезидентом, и включаются во внутренний долг при приобретении их резидентом, например, российским коммерческим банком.

Помимо уже отмеченных видов государственных займов их можно дополнительно классифицировать по целому ряду дополнительных признаков:

1. по обращению на рынке: рыночные займы – свободно продаются и покупаются (явля­ются основными при финансировании бюджетного дефицита); нерыночные займы – не подлежат обращению на рынке цен­ных бумаг и выпускаются государством для привлечения опре­деленных инвесторов;

2. по срокам погашения: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет); долгосрочные (от пяти лет и более);

3. по обеспеченности долговых обязательств: закладные – обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом; беззакладные – обеспечиваются всем имуществом государст­ва или данного муниципалитета;

4. по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные; процентные; с нулевым купоном. Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выку­паются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачи­вается вместе с суммой основного долга. Такие облигации на­зываются облигациями с нулевым купоном;

5. по методу определения дохода: с твердым доходом; с плавающим доходом;

6. в зависимости от сроков погашения: обязательства с правом досрочного погашения; обязательства без права досрочного погашения.

Наши рекомендации