Низкая эффективность государственного финансового управления
Последние две причины требуют применения жестких мер, направленных на устранение возникших явлений и сокращение дефицита бюджета, иначе могут усугубиться негативные экономические и социальные последствия.
Положение в стране считается контролируемым при размере бюджетного дефицита не свыше 2–3% ВВП.
Способы решения проблемы дефицита
С точки зрения экономической теории существуют четыре основных способа решения проблемы дефицита государственного бюджета, которые объединяются в две группы.
1) группа – безинфляционные способы:
а) сокращение бюджетных расходов
Может осуществляться двумя путями:
– выборочное сокращение отдельных статей расходов;
– секвестр расходов бюджета – это пропорциональное снижение расходов бюджета по всем статьям, кроме защищенных, в течение времени, оставшегося до конца года.
б) изыскание источников дополнительных доходов
в) внешнее и внутреннее заимствования
Может быть реализован двумя путями:
– непосредственное заимствование средств;
– выпуск и продажа на внутреннем и внешнем рынках государственных ценных бумаг.
Этот способ широко применяется во всех странах, так как способствует сдерживанию инфляции.
Но он имеет и отрицательное следствие, состоящее в том, что временно свободные средства предприятий и населения замораживаются и не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор экономики или для пополнения оборотных средств. При внешнем же заимствовании доход получают внешние кредиторы, а бремя по обслуживанию долга несут предприятия и население.
Группа – инфляционный способ
Это выпуск (эмиссия) необеспеченных денег.
Допустимые размеры дефицита государственного бюджета в РФ:
1Размер дефицитафедерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. На текущий год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета – это разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонд национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
2Размер дефицитабюджета субъекта РФ не может превышать 15 процентов годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (финансовой помощи из федерального бюджета).
Для высокодотационного субъекта РФ – 10%.
3Размер дефицитаместного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для высокодотационного МО – 5%.
Дефицит регионального (местного) бюджета может быть превышен в размере:
– поступлений от продажи акций и/или иных форм участия в капитале;
– снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета
Бюджетное устройство. Бюджетная система РФ.
Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяет:
- организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны;
- взаимоотношения между звеньями бюджетной системы (бюджетный федерализм);
- правовые основы функционирования бюджета;
- состав и структуру бюджета;
- процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов различных уровней, действующих на территории всей страны.
В соответствии с Конституцией и бюджетным кодексом бюджетная система состоит из 3 уровней:
1. федеральный бюджет
2. региональные бюджеты (республиканские, краевые, областные, автономных округов, Москвы и С-Петербурга)
3. местные бюджеты (городов, районов, поселков, сел).
Бюджеты нижестоящих уровней власти не входят своими доходами и расходами в бюджет вышестоящих уровней, т.е. являются самостоятельными. Федеральный и региональный бюджеты могут быть консолидированными. Консолидированный бюджет РФ состоит из консолидированного федерального бюджета и консолидированных региональных бюджетов.