Типы финансовой политики. Современная финансовая политика РФ.
1) В зависимости от теоретической базы и разработанной на ее основе концепции, которая определяет роль государства в области финансов, различают три основных типафинансовой политики:
– классическая;
– директивная;
– регулирующая.
Последняя в своем развитии прошла два этапа, и подразделятся на:
– кейнсианскую;
– неоконсервативную стратегию.
Тип политики | Время функционирования | Концепция | Характеристика | Управление финансами |
1 классическая | С момента возникновения финансов до конца 20-х гг. ХХ в. | Основа – труды А.Смита и Д. Рикардо. Концепция: 1) невмешательство государства в экономику; 2) главные регуляторы экономических отношений – рынок и свободная конкуренция. | 1 сбалансированный бюджет; 2 ограничение и минимизация государственных доходов и расходов; 3 объем перераспределения НД через бюджет минимален; 4 в системе налогообложения преобладают поимущественные и косвенные налоги. | Простая. Сосредоточена в одном органе управления – министерстве финансов или казначействе. |
2 директивная | С 20-х гг. ХХ в – по настоящее время | Концепция: 1) полное вмешательство и регулирование государством экономических процессов; 2) финансовая централизация | 1 максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства; 2 перераспределение ресурсов в соответствии с государственным планом; 3 объем перераспределения НД через бюджет максимальный; 4 практическое отсутствие налоговой системы; 5 изъятие свободных средств предприятий в бюджет | Простая. Управление из единого центра – министерства финансов. |
3 регулирующая Дж. М. Кейнс и его последователи | ||||
3.1.кейнсианская | 30-е - 60-е гг. ХХ в | Основа – труды Дж. М. Кейнс Концепция: 1) необходимость вмешательства государства в циклическое развитие экономики 2) необходимость государственного регулирования экономики | 1 наличие дефицитного бюджета; 2 рост государственных расходов; 3 использования ФКМ для регулирования экономики; 4 применение механизма государственного кредита для финансирования дефицита бюджета; 5 в системе налогообложения преобладают подоходные налоги с прогрессивными ставками. | Сложная. Возникают самостоятельные специальные органы по всем сферам вмешательства государства в экономику. |
3.2 неоконсервативная стратегия | С 70-х гг. ХХ в | Основа – неоклассическое направление экономической теории. Концепция: 1) ограниченное вмешательство государства в экономику; 2) расширение сфер вмешательства | 1 сокращение бюджетного дефицита; 2 сокращение объемов перераспределения национального дохода через бюджет; 3 многоцелевое регулирование экономики 4 использования ФКМ для регулирования экономики; 5 упрощение налоговой системы, сокращение количества налогов и их прогрессивности | Аналогично 3.1. |
2) Исходя из целей и задач,различают три вида финансовой политики:
- политика экономического роста;
- политика стабилизации;
- политика ограничения деловой активности.
Под политикой экономического ростапонимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная финансовая политика является стимулирующей и предусматривает снижение налогового бремени.
Если правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.
Финансовая политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Применяется правительством в период подъема с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающего вместе с избыточным спросом. Сдерживающая финансовая политика означает в первую очередь увеличение налогов.
3) Исходя из особенностей воздействия на экономику, финансовую политику можно разделить на два типа:
– дискреционную;
– недискреционную.
Под недискреционной финансовой политикой понимают способность налоговой системы к самостоятельной стабилизации и регулированию экономической деятельности в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов (органов власти).
Под дискреционной политикой понимается сознательное управление налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема валового национального продукта и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
10. Финансовое планирование.
Одним из принципов организации финансовой системы является плановый характер финансовых отношений. Он претворяется в жизнь через финансовое планирование, которое является частью планирования экономики в целом. Кроме этого, финансовое планирование является первым функциональным элементом управления финансами.
Финансовое планирование– проектирование финансовых показателей на будущий плановый период. Представляет собой деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.
Основная задача финансового планирования (как любого другого) – это достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Но, в процессе финансового планирования решаются и специфические задачи, присущие только ему. При этом учитываются требования финансовой политики, проводимой на данном этапе.
Специфические задачи:
1) Определение источников денежных средств и их объемов
2) Выявление резервов роста денежных доходов
3) Установление оптимальных пропорций в распределении денежных фондов
4) Определение размеров затрат и конкретных источников финансирования
Объектомфинансового планирования являются все звенья финансовых отношений, финансовая деятельность организаций и государства.
В условиях рыночной экономики роль финансового планирования возрастает. Это связано с предоставлением его субъектам большей свободы финансового маневра в управлении финансовыми результатами.
Результатом финансового планирования является составление различных финансовых планов.
Причины множественности планов:
– каждому звену финансовой системы соответствуют свои финансовые планы;
– каждому фонду внутри звена также соответствуют свои финансовые планы;
– движение средств отражается за конкретный период времени.
Все планы объединены в единую систему.
Классификация финансовых планов
1. По принципу добровольности:
1.1 обязательные планы;
1.2 добровольные (необязательные).
2. В зависимости от периода, на который составляется план:
2.1 Оперативные, т.е. краткосрочные.
2.2 Годовые планы
2.3 Трехлетние планы
2.4 Пятилетние планы
2.5 Перспективные, т.е. долгосрочные на 10-15 лет
3. По субъекту (в зависимости от того, для кого предназначены):
3.1 Для органов государственной власти и управления различных уровней составляются соответствующие Бюджеты (федеральный, региональный и местный) и Сводные балансы финансовых ресурсов (как территориальные, так и баланс денежных доходов и расходов населения);
3.2 Для коммерческих организаций составляются Балансы доходов и расходов и Оперативные планы (платежный календарь, кредитный и кассовый планы);
3.3 Для бюджетных организаций – смета расходов;
3.4 Для некоммерческих организаций – оперативные планы.
Общим для всех этих форм финансовых планов является их деление на доходную и расходную части. Данное деление отражает связи субъектов планирования между собой, многообразие источников поступления и направлений расходования денежных средств. Однако сметы имеют только расходную часть, т.к. у данных организаций только бюджетное финансирование.
4. В зависимости от широты охватываемых планами экономических отношений:
4.1 Первичные планы;
4.2 Сводные финансовые планы – финансовые планы, в которых объединены показатели первичных финансовых планов: общегосударственные, отраслевые и территориальные.