Государственные и местные финансы: понятие, принципы построения, структура.
Местные финансы - это финансы местных органов власти или органов управления. Местные финансы распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с теми функциями, которыми они наделены.
К компетенции местных органов власти относятся: а). образование; б). обеспечение внутренней безопасности; в). здравоохранение; г). социальное обеспечение.
Местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления. Это основной финансовый документ, смета. Местный бюджет имеет важное значение в развитии территории, связан со всеми физическими и юридическими лицами с множеством взаимоотношений как по линии изъятия доходов, так и наделения бюджетными средствами.
Местные бюджеты входят в бюджетную систему государства, функционирование которой строится на след. принципах.
Принципы построения: единство бюджетной системы, самостоятельность бюджетов различных уровней, разграничение доходов и расходов, сбалансированность бюджета, полнота отражения доходов и расходов, эффективность и экономность использования, совокупное покрытие расходов, адресность и целевой хар-р, гласность достоверность.
Система местного самоуправления – совокупность организационно-правовых форм, через которых население муниципального образования обеспечивает решение вопросов местного значения.
I – представительный орган (ст. 14 ФЗ)
II – глава муниципального образования (ст. 16)
III – исполнительно-распорядительный орган (ст. 17)
IV – формы непосредственной демократии: выборы, референдум (ст. 22-26)
V – органы территориального общественного самоуправления
VI – ассоциации и союзы (ст. 10).
I-III – органы власти, органы местного самоуправления, создаются в обязательном порядке, действуют на постоянной основе
IV-VI – общественно-территориальное самоуправление, носит факультативный характер.
ФЗ «Об общих принципах»: местное самоуправление располагает полномочиями двоякого рода: вопросы местного значения и решение отдельных государственных вопросов, государственные полномочия, которые передаются органами государственной власти.
Местное самоуправление – одна из форм осуществления власти в пределах территорий, отведенных для этой цели государством. Территориальные основы являются одним из правовых институтов муниципального права и представляют собой совокупность норм, регулирующих территориальную организацию местного самоуправления. Законодательством закреплено в территориальные основы входят:
1) круг территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
2) понятие территории муниципального образования;
3) порядок установления и изменения границ
4) процесс образования, преобразования и упразднения муниципальных образований
5) категории земель, составляющих муниципальное образование.
(1) Круг территорий. Конституция не дает однозначного ответа на этот вопрос. Ст 131: местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, Конституция содержит открытый перечень территорий, но подчеркивает, что городские и сельские поселения – не могут быть изъяты, исключены обязательно, остальные территории – определяется законодательством.
Ст. 12 ФЗ «Об общих принципах» содержит более полный перечень территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (кроме городских и сельских поселений):районы, сельские округа, станица, волости и др.
Местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ.
Юридические признаки муниципального образования (2-ая часть определения):выборный орган, муниципальная собственность, местный бюджет, устав муниципального образования, население (не менее 100),наличие территории, законодательно закрепленной, наименование, символика. Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность и местный бюджет.
Государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Основные функции государства: - разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
-поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
-финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
-регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
-осуществление мер по охране окружающей среды.
В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.
Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВНП, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в руках государства.
Государственные финансы:
1). Федеральные финансы (В РФ в есть следующее административное деление:
а) республики (89 шт.);б)края;в) области;г)Москва и Санкт - Петербург);
2)Финансы субъектов Федерации (в РФ 89 субъектов)
Местные финансы не относятся к государственным финансам, т.к. разрабатываются документы по разграничению местных прав и полномочий и государственных.
(1)Федеральные финансы включают в себя:
1. Федеральный бюджет.2. Внебюджетные фонды. 3. Государственный кредит.
4. Финансы государственных предприятий.
(2) Финансы субъектов Федерации состоят из:1. Бюджет.2. Внебюджетные фонды.
3. Финансовые мероприятия.4. Ценные бумаги (пока под вопросом)
Если при группировке финансовых отношений исходить из уровня государственного руководства экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов в РФ, можно представить в следующем виде (схема 2).
Стр-ра гос. Финансов:
Гос. финансы России:
1. Федеральные ф.
2. ф. субъектов РФ
3. местные ф.
Также существ. другие категории:
+ гос. бюджет
+внебюджетные фонды
+гос. кредит
+ф. гос. пред-тий