Управление прибылью и рентабельностью капитала
Источником образования прибыли предприятий является общий доход, который представляет собой сумму денежных средств, получаемых предприятием от всех видов его деятельности. Прибыль, прежде всего, зависит от объема реализованной продукции, ее конкурентоспособности, маркетинговой, инновационной и инвестиционной деятельности.
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.
Факторы, влияющие на финансовый результат деятельности (прибыль):
1) Изменение отпускных цен на продукцию: рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года. 2) Изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда: для этого используют сведения о себестоимости продукции. 3) Нарушение хозяйственной дисциплины: устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушениястандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. 4) Увеличение объёма продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объёма продукции): исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. 5) Увеличение объёма продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции: подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции воценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. 6) Уменьшения затрат на 1 рубль продукции: выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины. 7) Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции: исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.
Показателями, выражающими финансовый результат деятельности предприятия, являются:
• показатели прибыли, характеризующие финансово-хозяйственный эффект деятельности предприятия (абсолютные показатели);• показатели рентабельности, характеризующие эффективность использования применяемых в процессе производства ресурсов и текущих затрат (относительные показатели). Система показателей прибыли коммерческой организации, отражающая процесс формирования чистой прибыли:• чистый доход от реализации продукции, работ, услуг;• валовая прибыль;• прибыль от продаж;• прибыль до налогообложения;• прибыль от обычной деятельности;• чистую (нераспределенную) прибыль.
Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.