Управление прибылью и рентабельностью

Основным источником финансовых ресурсов коммерческой органи­зации является прибыль от производственно-хозяйственной деятельно­сти, поэтому в задачу финансового менеджмента входит поиск путей ее увеличения или оптимизации. Прибыль представляет собой разность между отпускной ценой продукции и затратами, связанными с ее произ-

водством. Поскольку цена обычно складывается на рынке и от предпри­ятия она зависит мало, объектом финансового менеджмента становится определение объема производства, при котором величина валовой при­были была бы максимальной (оптимальной). Для этого требуется точ­ное знание величины производственных затрат, которые можно разделить на постоянные и переменные.

Переменные затраты — это затраты, зависящие от объема произ­водства и реализации продукции, постоянные — не зависящие от объ­ема. Покупая, например, автомобиль, фирма делает постоянные затраты, поскольку его цена не зависит от того, будет ли фирма им пользоваться каждый день или нет. А вот сумма, расходуемая на бензин, колеблется каждый день в зависимости от того, насколько интенсивно фирма ис­пользует машину. Следовательно, это — переменные затраты.

Применительно к предприятию постоянными затратами будут: стои­мость помещения и оборудования, амортизационные отчисления, налоги, арендная плата, сумма полученных кредитов и выплаты процентов по ним в расчете на год. Вне зависимости от того, как будет работать пред­приятие, деньги придется платить. Сюда же могут быть отнесены затраты на рекламу, исследовательские работы, затраты на оплату труда работни­ков, получающих твердые оклады.

В состав переменных затрат включаются: затраты на материалы, сырье, комплектующие изделия, на электро- и теплоэнергию, используе­мую в производственных процессах; затраты на оплату труда персонала, получающего заработную плату в зависимости от объема произведен­ной продукции.

Нетрудно увидеть, что все названные затраты напрямую зависят от объема производства: чем больше выпускается продукции, тем больше соответствующие затраты, и наоборот. Такие затраты должны окупаться в обязательном порядке, ибо в противном случае предприятие будет не­сти чистые убытки. И если они начинают превышать цену продукции, производство сворачивается.

С постоянными затратами дело обстоит сложнее, поскольку они уже понесены. Если производство остановить, то эти затраты будут полно­стью потеряны (оборудование изнашивается даже при бездействии). Но при продолжении работы они будут хотя бы частично возвращаться. Если учесть дополнительные расходы, связанные с возобновлением деятель­ности, станет ясно, почему, несмотря на убытки, предприятия продолжа­ют функционировать.

Для того чтобы четко ориентироваться в ситуации и видеть, при каком объеме производства можно обеспечить прибыльность работы, необходимо прежде всего определить точку безубыточности.

Точка безубыточности — это уровень производства или сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товара (услуги) равняют­ся издержкам, т.е. это тот минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка. Анализ безубыточности начинается с определения выручки — разницы между розничной ценой и переменными затратами на единицу продукции. Допустим, некоторый вид продукции реализуется по цене 1000 руб. за единицу, переменные затраты на изготовление единицы про­дукции составили 600 руб., постоянные затраты равны 400 тыс. руб. В этом случае выручка составит:

1000-600 = 400 руб.,

т.е. Выручка = Доход от продажи - Переменные затраты.

Теперь подсчитаем количество изделий, которые необходимо про­дать, чтобы общая выручка равнялась постоянным затратам, иными слова­ми, определим точку безубыточности. Это можно сделать путем деления суммы постоянных затрат на выручку. В нашем примере это:

400 000 руб.

400 руб.

1000 изделий,

„ ,__ л Постоянные расходы (ПР)

т.е. Точка безубыточности =------------ --------- 5-- -.

Выручка (В)

Проведенный анализ свидетельствует, что выпуск и продажа лишь 1001 -го и следующих за ним изделий будут давать при указанных затра­тах прибыль. Если же количество изделий по каким-либо причинам будет меньше 1000 единиц, то затраты на производство окажутся невозмещен-ными и никакой речи о прибыли быть не может, так как образуется убы­ток. Это своеобразная точка равновесия между убытком и прибылью.

Когда выпускается несколько видов изделий (оказывается несколь­ко видов услуг), то расчет объема производства, обеспечивающего без­убыточность производства, осуществляется по формуле

Постоянные расходы (ПР)

В,хК, + В2хК2 +... + В„К„

где П — объем производства;

В,, В2, ...,В„ — выручка от реализации товара 1, 2,..., и;

К„ К2... К„ — доля выручки от реализации товара 1, 2,..., п в общей выручке

от реализации всех производимых предприятием в течение года товаров (в долях единицы).

Умножив П на соответствующую величину К, получим то количе­ство единиц этого товара, которое необходимо изготовить для обеспече­ния безубыточности при такой структуре выпускаемой продукции.

Необходимо отметить, что уровень безубыточности производства — величина подвижная. Она может изменяться в зависимости от измене­ния цены изделия и затрат на его производство. К примеру, интенсифи­кация потребления ресурсов, проведение жесткой регламентации затрат на производство делают подвижной структуру издержек, а значит, и точку безубыточности.

Если в рассмотренном выше примере предположить, что цена на единицу продукции под влиянием спада активности на рынке снизилась до 950 руб., ауровень переменных издержек производства за счет приня­тых мер удалось сократить до 550 руб. и сумму постоянных затрат умень­шить до 320 тыс. руб., то новая точка равновесия составит:

320 000

II = — = 800 единиц.

950 - 550

Таким образом, при этих более жестких условиях уровень безубы­точного производства достигается уже при 800 единицах продукции.

Однако задача предпринимателя заключается в организации не просто безубыточного производства, а производства с целью получения прибыли. Предположим, необходимо получить прибыль в 100 тыс. руб. Для получения такой прибыли потребуется довести объем производ­ства до следующего уровня:

„ 400 000 + 100 000 .__.

П = = 1250 изделии.

1000 - 600

При более жестких условиях эта же прибыль может быть получена при следующем объеме производства:

„ 320 000 + 100 000 <псп

П = —950-550- - = 1050единиц-

Таким образом, в зависимости от конъюнктуры рынка и конкрет­ных условий производства предприниматель избирает наиболее прием­лемый в каждом случае вариант производства и реализации продукции.

Определение величины прибыли в зависимости от объема реали­зации п происходит с учетом так называемого операционного рычага. Его действие основывается на том, что при неизменных ценах рост про­даж приводит к сокращению доли постоянных затрат в цене. Следова­тельно, при тех же переменных затратах увеличивается прибыль, и на­оборот. Причем прибыль изменяется быстрее объема производства, что демонстрирует показатель, называемый силой операционного рычага (СОР):

ГОР - Прибыль + Постоянные затраты Прибыль

Помимо абсолютного размера прибыли, финансовый менеджмент оперирует ее относительной величиной — рентабельностью. Рентабель­ность предприятия — это отношение валовой прибыли к средней стои­мости основных фондов и нормируемых оборотных средств. Этот показа­тель является одним из важнейших при оценке эффективности работы предприятия. Поэтому в задачу финансового менеджмента входит по­иск путей повышения значения этого показателя.

Для этого достаточно уменьшить долю собственного капитала в поль­зу заемного, что, однако, сопряжено с увеличением риска, если кредито­ры потребуют срочного возврата займов. Кроме того, использование в больших масштабах чужого капитала связано с уплатой крупных про­центов, уменьшающих прибыль.

Повышение рентабельности собственного капитала за счет ис­пользования заемных средств получило название финансового рычага. Считается, что манипулирование им позволяет увеличить рентабель­ность в 1,5 раза с соответственным ростом риска.

Если предприятие выпускает несколько видов продукции, рента­бельность продукции определяется как отношение прибыли, полученной от реализации данной продукции, к ее полной себестоимости. Таким образом, можно определить, выпуск какой продукции более выгоден. Рентабельность, рассчитанная в динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения.

В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степе­ни эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.

Наши рекомендации