Современные проблемы налоговой политики

Главными проблемами российской налоговой системы являются:

1) отсутствие стабильности в проводимой налоговой политике;

2) высокий уровень налогового бремени,которое лежит на налогоплательщиках;

3) превышение разумного количества налоговых льгот, которое приводит к существенным потерям бюджетов бюджетной системы России;

4) недостаточное стимулирование реального сектора экономики.

В свою очередь главной проблемой Налогового кодекса РФ можно считать то, что «он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения»[2].Однако, это далеко не единственная проблема современного российского налогового законодательства. Среди таких проблем можно выделить следующие:1) практически полностью отсутствует экономикоправовая документация, подкрепляющая вводимые налоги; также отсутствуют ссылки на конституционные положения при установлении различных налогов; бюджетные интересы практически никак не связаны с интересами налогоплательщиков;2) такая функция налогов как обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления не прокомментирована в официальных документах;3) фискальная функция налогов играет доминирующую роль в налоговой системе России.

Важно отметить, что очень большой потенциал для увеличения налоговых доходов сосредоточен в теневой сфере экономике. Однако, капиталам, скрываемым от налогообложения, даже при желании подчас бывает практически нереально вернуться в легальную производственную сферу, так как крупный приток инвестиций, как правило, привлекает внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, однажды попавшие в теневую сферу экономики, в большинстве случаев так в ней и остаются.

Российское налоговое администрирование и его особенности

Налоговое администрирование – совокупность действий и решений гос. органов, направленных на соблюдение законодательства по налогам и сборам.

Содержание НА состоит в том, что оно включает в себя административные органы государства по контролю над уплатой налогов.

Субъектаминалогового администрирования являются налоговые администраторы - государственные и местные органы, которым законодательно предоставлены соответствующие полномочия по осуществлению налогового процесса

Особенности НА:

1. Это управление, осуществляемое по форме,т е управление системой организации отношений между налогоплательщиками и налогово администрацией в лице, в первую очередь, налоговых органов;

2. Мишустин считает, что НА осуществляется бюрократией. Бюрократия рассматривается им «как рациональная форма организации в том смысле, что является эффективным средством достижения заданных целей»;

3. Превалирование (преобладание) в процессе его осуществления контрольной функции над другими функциями управления.

Принципы:

- законности- администрирование налогов как подсистема управления налоговой системы должно осуществляться на основании и в рамках налогового законодательства. Контрольные мероприятия, которые совершаются в рамках администрирования налогов, должны проводиться исключительно в установленном законом порядке;

- эффективности - результаты администрирования налогов в абсолютной денежной и относительной оценке (например, сбор налогов в бюджет) должны быть выше затрат на его проведение;

- доступности и открытости информации по налогообложению;

- организации работы по оперативному доведению до налогоплательщиков информации о действующем законодательстве и разъяснению порядка его применения;

- объективности - проведение мероприятий администрирования налогов со стороны налоговых органов как субъекта, обладающего властными полномочиями, должно основываться на строгом соблюдении прав и законных интересов налогоплательщиков, уважении их чести и достоинства, устранении любых проявлений дискриминации или предвзятости в отношении налогоплательщиков;

- презумпцииправомерности налогоплательщика;

- неотвратимости наступления определенной законом ответственности.

Наши рекомендации